Чистая энергия для развития Арктики
Как компетенции «Росатома» в Арктике обеспечат реализацию российских мегапроектов и превратят Севморпуть в «северный Суэцкий канал»
27 октября 2020У атомной энергетики есть как минимум два качества, которые делают ее совершено незаменимой в Артике. Во-первых, она экологически чистая. Хрупкая северная природа невероятно уязвима перед любым антропогенным воздействием, поэтому безопасность окружающей среды имеет принципиальное значение. Во-вторых, любые другие источники энергии требуют регулярного технического обслуживания, а ядерные установки могут очень долго работать автономно. Для арктической зоны России, где пока нет развитой транспортной инфраструктуры, и многие районы остаются труднодоступными, это бесценное свойство. Поэтому госкорпорация «Росатом», один из глобальных технологических лидеров, широко представлена в арктических регионах страны. Она организует ледокольную проводку судов по акватории Северного Ледовитого океана, обеспечивает энергоснабжение арктических регионов, решает экологические проблемы так называемого «ядерного наследия» и контролирует радиационную обстановку в регионе. А с 2019 года госкорпорация наделена полномочиями оператора Северного морского пути и начала реализовывать план, который сделает северный морской путь привлекательным транспортным коридором.
21 декабря 2019 года правительство России утвердило подготовленный «Росатомом» план развития инфраструктуры Севморпути до 2035 года. Его реализация позволит достичь цели, поставленной президентом России Владимиром Путиным – увеличить грузооборот по арктической магистрали до 80 млн тонн к 2024 году. Для этого корпорации придется решить целый ряд сложнейших задач по организации морского движения и обеспечению его безопасности, созданию достаточных портовых мощностей и укреплению ледокольного флота, обеспечивающего проводку судов по Севморпути.
Подготовленный «Росатомом» план разделен на три этапа. На первом, рассчитанном до 2024 года, перевозки грузов будут вестись в основном в западном направлении. Они докажут, что Севморпуть – стабильно работающая, пусть и в тяжелых условиях, судоходная трасса.
К 2030 году планируется построить сверхмощный ледокол «Лидер», который обеспечит круглогодичную транспортировку российских углеводородов на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. К этому времени Севморпуть должен стать востребованным международным маршрутом.
Третий этап предполагает резкий рост объемом грузоперевозок, в том числе за счет поставок сырой нефти с арктических месторождений. По словам главы «Росатома» Алексея Лихачева, в итоге к 2035 году «ледоколы по Северному морскому пути будут ходить если не в режиме электричек, то уж точно с регулярностью, в традиционном нашем представлении о транспорте».
Чтобы осуществить задуманное, «Росатом» уже сегодня ведет съемку рельефа дна Севморпути и углубляет его для движения судов, обстраивает морские и подходные каналы, строит причальные стенки и прочую портовую инфраструктуру, устанавливает навигационное оборудование, вводит автоматизированную систему управления судоходством и создает систему его безопасности. Продолжается строительство ледокольного флота, ведь к 2035 году «Росатому» понадобятся еще четыре универсальных атомных ледокола проекта 22220 – таких же, как головное судно «Арктика», и три сверхмощных ледокола проекта 10510, как уже заложенный на ССК «Звезда» атомоход «Лидер».
Задачи, которые «Росатому» приходится решать как оператору Севморпути, не мешают корпорации заниматься развитием других направлений своей деятельности в Арктике. Одна из них – создание альтернативной энергетики, в том числе в малых формах.
Самые северные в мире атомные электростанции «Росатома» уже обеспечивает электроэнергией и теплом арктические регионы. Кольская АЭС с четырьмя блоками по 440 МВт работает в Мурманской области, Билибинская АЭС с четырьмя блоками по 12 МВт – на Чукотке. Еще одним источником энергии на самом восточном полуострове России стала первая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», работающая в чукотском порту Певек. В перспективе такие плавучие энергоблоки смогут заместить дизельную генерацию на труднодоступных территориях или обеспечить электроэнергией нефте- и газодобывающие платформы на арктическом шельфе. Переговоры о широком использовании «плавучего атома» уже ведутся и с полярными регионами, и с компаниями, реализующими проекты по освоению природных богатств Арктики.
Создавая современные источники энергии, «Росатом» параллельно решает проблему, оставшуюся с советских времен. Гонка вооружений привела к тому, что в российской акватории Арктики оказались затоплены атомные подводные лодки и суда, ядерное оружие, реакторы, содержащие отработанное ядерное топливо. Все опасные затонувшие радиоактивные объекты госкорпорация намерена поднять и утилизировать, поскольку они создают 90% радиационного фона в арктической зоне России. Но главное, что, по мнению специалистов «Росатома», «даже крайне низкая вероятность утечки радиоактивных материалов из этих объектов – это неприемлемые риски для экосистем Арктики».
Сохранение хрупкой северной природы – один из главных приоритетов корпорации. Чтобы оценить ее невероятную красоту могли не только северяне, «Росатом» организует арктические круизы на атомных ледоколах. С июня до конца августа арктические моря по маршруту Севморпути освобождаются ото льда, и судам не нужна проводка ледоколами. Сейчас за это время «чистой воды» атомоходы успевают сделать три-четыре туристических рейса. А в будущем, когда ледокольный флот вырастет, возможностей отправиться, к примеру, на Северный полюс станет еще больше. «Росатом» изначально планирует новые ледоколы такими, чтобы туристам было еще комфортнее путешествовать по Арктике.
Читайте также Нефтегазовый флот Арктики: на чем вывозят богатства Севера на «большую землю» Почему транспортировка добытых в Арктике углеводородов по Севморпути полностью безопасна для хрупкой северной природы