Безледниковый период. Глобальное потепление
Как таяние льдов и вечной мерзлоты изменит Арктику
25 сентября 2020Повышение температуры ставит под угрозу само существование уникального животного и растительного мира Арктики
Глобальное потепление проявляется в Арктике сильнее, чем в других регионах Земли. Климат здесь меняется в 2-3 раза быстрее, чем в среднем на планете. Температура воды и воздуха растет, и серьезные последствия заметны уже сейчас. Темпы таяния вечной мерзлоты и арктических льдов удвоились. Льды отступают настолько быстро, что Северный Ледовитый океан может остаться вообще без своей ледовой шапки.
Такие климатические изменения открывают новые возможности, и главная из них – превратить Севморпуть в транзит мирового значения. Однако неприятных последствий все же больше. И если с одними угрозами можно справиться, пусть и за счет огромных вложений, то с другими придется смириться. Уникальный животный и растительный мир Арктики поставлен на грань исчезновения, и спасти его можно лишь общими усилиями всего человечества.
В российской Арктике среднегодовые температуры за последние годы выросли на 6-7°C. Весна теперь приходит за Полярный круг на две-три недели раньше нормы. В результате удвоились темпы таяния вечной мерзлоты, занимающей более половины территории России. А на этом капризном основании, лишь кажущемся «вечным», построены и жилые дома, и промышленные предприятия, и объекты инфраструктуры, необходимые для их работы. Эти сооружения оказываются во все большей опасности по мере таяния мерзлоты.
За последние 30 лет в одном только Якутске из-за просадок грунта получили серьезные повреждения более 300 зданий. Приходиться вкладывать огромные средства, чтобы сохранить постройки на вечномерзлых грунтах. Но другого выхода нет: ведь если начнут рушиться нефтяные вышки, тысячекилометровые нефте- и газопроводы, ущерб для природы будет невосполним.
По прогнозам, площадь, занятая вечной мерзлотой на территории России, уже к середине XXI века может сократиться на четверть. По мере оттаивания грунт осядет и начнет заполняться водой. Огромные территории могут превратиться в глубокие болота. Арктический ландшафт навсегда изменит и высвобождение газа, содержащегося в верхних слоях мерзлоты. Газовые выбросы приведут к образованию воронок диаметром и глубиной в несколько десятков метров. Первые такие воронки уже сегодня можно увидеть на полуострове Ямал.
Удвоились и темпы таяния арктических льдов. По спутниковым фотографиям можно проследить, как за последние 30 лет их площадь уменьшилась более чем на четверть. Каждый год исчезает почти 100 тысяч км² ледового покрытия – площадь всей Исландии. Сплошные льды сжимаются, словно шагреневая кожа, их границы смещаются все дальше и дальше на север.
Уменьшается не только площадь ледового панциря, но и его толщина. За последние 30 лет морской лед стал в два раза тоньше: вместо 3-4 метров, как раньше, он редко превышает полтора метра. А чем тоньше слой, тем короче ледовый сезон: льды начинают таять раньше, а сковывают воду позже. Ученые прогнозируют, что скоро Северный Ледовитый океан будет полностью освобождаться ото льда на весь летний период. Пессимисты говорят, что это произойдет к 2050 году, оптимисты – к 2100. А моря у арктического побережья России лишатся ледового покрова еще раньше – вероятно, к 2030 году.
В 2007 году впервые на человеческой памяти уже был полностью открыт легендарный Северо-Западный проход – главное препятствие на пути судов. Это означает, что Севморпуть скоро станет не только самым коротким, но и самым дешевым морским маршрутом между Европой и Азией. Ведь, чтобы пройти по нему, не нужна будет ледокольная проводка, а значит, больше не придется строить и использовать дорогие атомные ледоколы. Серьезно сократятся и расходы на обслуживание арктических портов: не нужно будет тратить столько средств на отопление помещений. В итоге из национальной транспортной артерии Севморпуть станет самым выгодным транзитом мирового значения.
Однако свободный ото льда Севморпуть – почти единственный бонус, который получит Россия в результате таяния арктических льдов. Остальные последствия будут куда менее приятными. Морские волны уже сейчас начинают разрушать берега северных морей, прибрежные территории уходят под воду. В районе Обской губы, например, за последние 13 лет береговая линия отодвинулась вглубь почти на 60 метров. А именно на берегу построены морские порты, нефтеналивные причалы, инфраструктура для обслуживания Севморпути.
С таянием льдов необратимо изменится и вся экосистема Арктики. Может исчезнуть главный ее живой символ – белые медведи.
Медведицы не смогут прокормить медвежат после зимней спячки, поскольку им не удастся добыть достаточно пищи. Дальние переходы по тонкому весеннему льду к местам охоты будут невозможны. Уже сейчас фиксируются случаи, когда сильные звери тонут, не сумев проплыть огромное расстояние между льдами. Ученые прогнозируют, что к концу века белых медведей можно будет увидеть лишь в зоопарках. Жить в изменившейся Арктике они не смогут.
Нелегко придется всем полярным жителям без исключения. Северные олени могут остаться без пищи, потому что южные виды растений начинают теснить арктические: там, где еще недавно рос ягель, пробивается трава. Моржам приходится нырять все глубже и глубже за своим основным кормом – донными моллюсками. Кромка льдов уходит от берегов, и морские гиганты выбиваются из сил, добывая себе еду. Из-за повышения температуры воды целые семейства рыб уходят на глубину, где холоднее, и оставляют без пропитания птиц и животных, которые привыкли на них охотиться. В итоге пищевые цепочки лишаются части своих звеньев.
Глобальное потепление угрожает даже коренным народам Севера: уклад их жизни напрямую зависит от сохранения растительного и животного мира Арктики. Как его спасти – задача, над которой сейчас ломают голову лучшие умы мира. Пока понятно одно: добиться этого усилиями только одной страны невозможно, придется объединиться всему человечеству.
Читайте также Кристальная прозрачность. Экология Арктики: баланс между защитой и освоением Антропогенное воздействие на природу может быть не только негативным, но и позитивным