Арктические круизы: эксклюзивный драйвер роста СМП
На волю, к белым медведям!
3 марта 2024В 2024 году атомный ледокол «50 лет Победы» запланировал провести 6 круизов по Северному морскому пути. Гости российского Заполярья смогут посетить территорию национального парка «Русская Арктика», где в полной безопасности и комфорте будут любоваться дикой арктической природой. «Маршрут пользуется спросом благодаря своей уникальности и комфортным условиям размещения гостей на ледоколе. Также территории «Русской Арктики» посещают путешественники на яхтах ледового класса. Их маршруты зависят от ледовой обстановки и погодных условий», — отметил директор нацпарка Александр Кириллов. Обычно яхты сопровождают сотрудники ООПТ, что необходимо как для безопасности туристов, так и для сохранности природы. В среднем тур длится от 12 до 30 дней.
Моржи, тюлени, белые медведи, птичьи базары и ледники пользуются неизменной популярностью на протяжении десятилетий, несмотря на все превратности пути во льдах. Еще на берегу туристов предупреждают, что программа тура может существенно измениться из-за погодных условий и ледовой обстановки. Впрочем, это не останавливает, как и довольно высокая стоимость отдыха — за одного человека придется отдать стоимость нового городского кроссовера в бюджетном сегменте. С противоположной стороны Северного морского пути, на Дальнем Востоке арктические туры тоже показывают растущую динамику спроса.
Переоборудованное исследовательское судно «Профессор Хромов» запланировало на будущий год 13 рейсов, что на 3 больше, чем за аналогичный предыдущий период. Туристы отправляются к берегам Чукотки в национальный парк «Берингия» и на остров Врангеля, в гости к плейстоценовой фауне.
Арктический туризм является важным элементом развития Северного морского пути. Еще в 2018 году он был внесен в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 гг.)», а также регулярно получает поддержку на региональном и федеральном уровнях. Туристы не только приносят деньги российскому заполярному флоту и ООПТ, но также способствуют развитию прилегающих территорий. Рост регулярных круизов по Северному морскому пути позволяет расширять портовую инфраструктуру, внедрять новые услуги и создавать дополнительные рабочие места по всему маршруту — есть спрос, значит, появляется и предложение. Несмотря на сравнительно небольшие масштабы по количеству гостей, заполярные круизы оказывают заметное влияние на развитие инфраструктуры СМП и гражданского судоходства в российских арктических водах.
«Туризм может стать для регионов Русского Севера индустрией, сопоставимой по значимости с промышленностью и добычей полезных ископаемых, являясь одной из самых мультипликативных отраслей экономики, которая стимулирует развитие смежных направлений и экономику региона (присутствия)», — два года назад отмечала доцент кафедры страноведения и международного туризма Санкт-Петербургского государственного университета Яна Тестина, и сегодня можно с уверенностью утверждать, что ее прогноз сбылся.
»Кстати, арктический круизный туризм решает еще одну задачу — создает нишу для использования «морально устаревших» атомоходов. Сегодня единственным представителем этого вида является ледокол «50 лет Победы», спущенный на воду в 1993 году. С одной стороны, корабль полностью исправен и еще долгие десятилетия может ходить по Северному Ледовитому океану, а с другой — в недалеком будущем в российских водах появятся настолько мощные суда, что на их фоне «старая гвардия» будет выглядеть не столь эффективно. Переоборудование же ледокола в круизное судно позволяет сохранить ценный ресурс без потерь — добавляем бар, бассейн, спортивный зал, библиотеку и комфорт в каютах, и вот ледокол может работать еще очень долго. Кстати, «50 лет Победы» помимо туристов возит на Северный полюс еще и школьников со студентами, участвующих в масштабных образовательных программах. В будущем, по мере появления новых судов, «почетная пенсия» может быть отличным способом продлить жизнь сложному и надежному судну.
Читайте также Новые задачи по развитию СМП