Арктическая спецтехника: вездеходы и машины-амфибии
Почему создание арктической техники требует лучшие технологий из доступных
26 ноября 2020В Арктике почти нет дорог с асфальтовым покрытием. Долгой зимой приходится передвигаться по покрытым глубоким снегом безлюдным просторам, а летом – по болотам и топкой грязи растаявшей тундры. Столбик термометра может надолго застыть на отметке -50°С, а свирепые ветра пронизывают насквозь. Обычные автомобили в таких условиях работать не смогут. Чтобы круглый год перевозить людей и грузы, нужна особая техника, с повышенной проходимостью и огромным запасом прочности. Ведь до ближайшего поселка порой сотни километров, а любая поломка может обернуться трагедией.
Для техники, которой предстоит работать в экстремальных условиях Заполярья, в России разработан арктический ГОСТ. Перевозка пассажиров и грузов должна осуществляться спецтехникой направления Arctic line. Такие машины сочетают в себе высокую проходимость, маневренность, большую грузоподъемность, усиленную теплоизоляцию и долговечность. Все оборудование должно стабильно работать при температуре -50°С и ниже. Также требования предъявляются и к экологичности машине в регионе. Они не должны наносить ущерб хрупкой природе Арктики.
Создать такую технику намного сложнее обычной. Поэтому арктическая зона России выступает, по сути, в роли полигона, на котором тестируются самые передовые технологии. Вездеходы и снегоболотоходы, разработанные специально для Крайнего Севера, представляют собой настоящие шедевры технической мысли.
Даже самые простые колесные вездеходы «Трэкол» и «Ямал», в которых используются серийные комплектующие автомобилей УАЗ и ГАЗ, разительно отличаются от своих южных родственников. Легкий вес и огромные широкие шины сверхнизкого давления позволяют им преодолевать и глубокий снег, и непролазную грязь. Вездеходы выпускаются в модификации с дополнительной парой таких же колес. А стандартные комплектующие – гарантия того, что удастся быстро найти нужные запчасти, чтобы оперативно вернуть вездеходы в строй.
Обойти «Трэкол» и «Ямал» на бездорожье способны разве что автомобили на гусеничном ходу. Например, такие, как снегоболотоход «Бобр», который уверенно чувствует себя на любой поверхности. А если на пути встретится водная преграда, «Бобр» справится и с ней. Недаром он получил такое название: эта машина умеет плавать со скоростью до 6 км/ч.
Справедливости ради нужно отметить, что «Трэкол» также может пройти по воде не только вброд. При желании на этот вездеход устанавливают водометный двигатель, и тогда он превращается в амфибию. А одна из последних моделей люберецкого предприятия «ТРЭКОЛ», снегоболотоход «Хаски», признана одной из лучших машин-амфибий в мире. Кузов «Хаски» изготовлен не из стеклопластика, как у большинства снегоболотоходов, а из дюралюминия. Поэтому его можно починить в полевых условиях, а не в отапливаемом боксе.
«Хаски» способен перевозить до 14 человек и до 2 тонн груза. Он будет поставляться российской армии и уже прошел сертификационные испытания на Бронницком полигоне Минобороны РФ. Однако у военных есть и собственные модели, способные составить достойную конкуренцию. Так, на форуме «Армия-2020» был впервые представлен снегоболотоход 5901 разработки ООО «Военно-промышленная компания». Он может перевозить до 5 тонн грузов, не повреждая хрупкий покров тундры. Среднее удельное давление колес на грунт настолько низкое, что за машиной вообще не остается следа. Такой снегоболотоход незаменим в Арктике, поэтому его будут выпускать и для гражданских нужд.
А в октябре 2019 года в канадском Торонто был представлен новейший двухзвенный вездеход марки «Шерп» с колесной формулой 10×10. Он перевозит до 5,5 тонн груза, способен плыть по воде со скоростью 6 км/ч, и даже при полной загрузке может выбраться на лед из полыньи. Переднее звено машины занято кабиной, а на заднем можно разместить жилой или медицинский модуль, транспортный блок или электростанцию, даже небольшую буровую установку. Вездеход будет выпускаться в различных вариантах - для геологоразведки, укладки кабеля, перевозки вахтовых смен и строительных бригад.
Отличной современной «вахтовкой» станет и вездеход «Русак», представленный в декабре 2019 года на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге. Он может перевозить до 20 человек и 2,5 тонны груза. А главное преимущество новой машины – гибридный мотор, который облегчает запуск двигателя в мороз и экономит топливо. При полных баках «Русич» способен пройти по бездорожью без дозаправки до 300 км.
Выбор не столь проходимых, но более комфортных вариантов «вахтовок» для Арктики также широк. В «Урале NEXT», например, есть сиденья с откидной спинкой, удобные при длительных переездах, и такие же трехточечные ремни безопасности, как в городских автомобилях. А тепло в салоне обеспечивают сразу два независимых утеплителя. Так что даже если один выйдет из строя, второй не даст пассажирам замерзнуть.
Современные снегоходы для Арктики создаются с особой заботой о комфорте людей. Снегоход «Беркут -2», к примеру, имеет закрытую кабину, рассчитанную на двух человек. Эффективная система отопления поддерживает в салоне температуру +18°C даже при -50°C за бортом.
Обеспечить полную безопасность для водителя и пассажиров – главный приоритет при создании российской арктической техники. Она регулярно получает высокие оценки международных экспертов за надежность и проходимость, а главное, за способность работать в любых условиях.
Читайте также Геологоразведка в Арктике: на пороге открытия новых месторождений Как новации в российском законодательстве помогут открыть новые месторождения в Заполярье