В Якутске разработали рекомендации для воспитания дошкольников в кочевых условиях
Методическое пособие адресовано руководителям, педагогам и воспитателям детских образовательных организаций.
3 февраля 2023Эксперты разработали методические рекомендации для семейного воспитания детей дошкольного возраста в кочевых условиях. Об этом ТАСС сообщила руководитель отдела кочевого образования филиала Федерального института родных языков народов РФ в Якутске Наталья Ситникова.
"Методические рекомендации адресованы руководителям, педагогам и воспитателям детских образовательных организаций, работающим с родителями, которые ведут кочевой образ жизни. Рекомендации разработаны для организационной, методической и практической помощи по реализации деятельности семейной дошкольной кочевой группы с учетом положений федеральных и региональных нормативно-правовых документов", - рассказала Ситникова.
Ученые считают, что традиции, труд, единство общечеловеческого и национального воспитания должны стать основой для воспитания детей в семье у народов Севера. Вместе с тем, по их мнению, не все современные родители и воспитатели детских садов используют в своей работе народные традиции. "В сложившихся условиях важно, чтобы родители и воспитатели детского сада хорошо знали народные традиции, семейные ценности воспитания детей", - считает собеседница агентства.
Возвращение языка в сферу повседневного общения является главной задачей многих традиционных сообществ. "Несмотря на то, что многие из языков преподаются в школе и в детском саду, новое поколение ими практически не владеет. Поколение молодых родителей также не всегда может обеспечить речевую среду общения в семье", - отметила собеседница агентства.
По ее словам, преподавание нацелено в основном на более или менее механическое заучивание лексики и обучение чтению. Эксперты советуют больше внимания уделять разговорному языку. По ее словам, есть несколько "позитивных методик ревитализации языков в мире, которые могут быть применены в семье, в том числе в кочевых условиях". Это, например, методика возрождения исчезающих языков "мастер-ученик", разработанная Институтом развития языков американских индейцев Университета Аризоны и междисциплинарным центром исследований Арктики, отдаленных и холодных территорий Университета Северной Айовы.
Как уточнила Ситникова, для занятий мастеров с учениками не требуется организации каких-либо формальных встреч. Они могут проходить в любой форме и в любых условиях: во время сбора ягод, ловли рыбы, ухода за домашними животными, приготовления пищи, шитья и других повседневных дел. "Самое важное, чтобы мастер и ученик находились рядом и разговаривали друг с другом на своем языке", - отметила эксперт.