Минтранс Якутии предлагает включить строительство порта Найба в федеральный проект комплексного развития Севморпути
Агломерация Найба-Тикси входит в перечень из опорных 16 населенных пунктов Арктической зоны.
1 февраля 2024На совещании с участием первого заместителя председателя правительства Якутии Джулустана Борисова, главы Минтранса республики Владимира Сивцева и заместителя генерального директора – директора Дирекции Северного морского пути государственной корпорации «Росатом» Вячеслава Рукши был рассмотрен вопрос строительства глубоководного морского терминала вблизи села Найба в Хараулахской бухте Булунского района Якутии. Об этом пишет Проектный офис развития Арктики (ПОРА).
В Минтрансе Якутии заявили, что намерены инициировать включение строительства глубоководного терминала морского порта Найба в федеральный проект комплексного развития Северного морского пути.Сегодня в западной части Северного морского пути работает два глубоководных порта – Сабетта и Мурманск, а в восточной части такие порты отсутствуют, что не позволяет перерабатывать весь грузопоток по Севморпути и обеспечивать обслуживание ледокольного флота. В поселке Тикси, расположенном в 112 км от села Найба, есть морской порт, но его глубины недостаточны для захода океанских судов. В конце мая 2023 года по распоряжению правительства РФ статус порта Тикси повышен до международного и разрешен заход туда иностранных судов. Найба же станет глубоководной частью единого портового комплекса. В самом Тикси реконструируют имеющийся грузовой терминал и построят пассажирский – для перевозок и развития круизного туризма.
Власти Якутии рассчитывают, что строительство глубоководного морского порта Найба в море Лаптевых на севере Якутии будет круглогодично обеспечивать северный завоз и обеспечит экспорт углеводородного сырья. Об этом сообщил первый заместитель председателя правительства региона Джулустан Борисов: «Мы говорим о том, что порт Найба будет работать не только на [экспорт] углеводородного сырья, но и будет круглогодично обеспечивать северный завоз. К 2028 году мы должны выйти на [переработку грузов] в 7,5 млн тонн, к 2035 году — 30 млн тонн».
Проект глубоководного терминала Найба и прогнозируемый объем перевозок грузов пересмотрен с учетом потребности Арктической зоны РФ в жизнеобеспечивающих грузах, снижения риска их завоза, а также реализации минерально-сырьевого потенциала Арктики. Джулустан Борисов уточнил, что «прогнозные ресурсы углеводородного сырья в арктической зоне составляют 845 млн тонн нефти, 1,9 трлн куб. м природного газа на 47 перспективных участках».