Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

«Здесь будет точка роста»

Растущий спрос на авиацию на Дальнем Востоке и в Арктике требует развития инфраструктуры

15 сентября 2022

Одной из тем обсуждения на ВЭФ-2022 стало развитие аэропортовой инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики. Сегодня этот вопрос особенно актуален: глобальные изменения привели к росту пассажиропотока и грузоперевозок со странами Юго-Восточной Азии. Исторические рекорды ставят и местные авиалинии: в регионах растет спрос на малую авиацию. А значит, укрепление инфраструктуры аэропортов становится вопросом стратегическим.

Перспективы авиации обсуждались на сессии «Укрепление аэропортовой инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики» в ходе ВЭФ-2022. Генеральный директор АО УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский заявил, что санкционное давление Запада станет не сдерживающим фактором, а дополнительным стимулом к развитию авиасообщения на восточных рубежах страны: «Все крупные проекты по развитию инфраструктуры на Дальнем Востоке не приостановлены, они движутся с опережением».

Глобальные изменения привели к тому, что за последние 9 месяцев аэропорты Дальнего Востока показывают рост пассажиропотока от 10 до 20%. Дальневосточная авиация в плюсе – в отличие от ситуации в целом по стране.

Дальневосточные аэропорты стали перевалочными пунктами и хабами на пути товаров из Юго-Восточной Азии в центральную часть России и обратно. Такими наблюдениями поделился председатель совета директоров АО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк.

«Эту тенденцию мы видим каждый год, и сейчас она будет, видимо, нарастать с учетом тех тенденций, которые есть по поставкам комплектующих, интернет-торговле и почте, по тем ограничениям, которые на Россию накладываются. Здесь будет точка роста, безусловно», – уверен Константин Басюк.

Рост пассажиропотока обеспечивает и развитие туризма. Так, Мурманская область по итогам 2021 года вышла на рекордные показатели, превышающие результаты допандемийного 2019 года.

«Мы достигли небольшого для себя рекорда – 486 тыс. туристов, но это не итог, который мы готовы принять. Наша цель – 1 млн туристов в Арктику», – рассказала представитель комитета по туризму региона Марина Кошелева.

Чтобы выйти на новый рекорд, в 2023 году планируется завершить модернизацию аэропорта Мурманска, который начнет принимать дальнемагистральные рейсы. Новый терминал позволит обслуживать более 1 млн пассажиров в год.

Проект нового терминала аэропорта Мурманска / gov-murman.ru

Развитие туризма на сегодняшний день его сдерживает не авиация, а нехватка инфраструктуры гостеприимства, заявил на сессии ВЭФ-2022 Евгений Чудновский. В ответ на это управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Иван Печорин сообщил, что работа по ее созданию ведется, в том числе и в рамках ВЭФ-2022.

«На площадке ВЭФ мы договорились с одним из инвесторов о строительстве гостиниц в аэропортах Хомутово (Южно-Сахалинск) и Кневичи (Владивосток). Это четырехзвездочные гостиницы, предназначенные для пассажиров, которые хотят выспаться перед тем, как улететь с Дальнего Востока», – пояснил Иван Печорин.

Инфраструктура гостеприимства создается и в Арктике. Чтобы принять миллион туристов, Мурманская область подходит к проблеме комплексно. «Главная наша задача сейчас – это развитие инфраструктуры, много гостевых домов, отелей. Этому способствует, в том числе, программа «Гектар Арктики» и наши гранты «Губернаторский стартап», форм размещения туристов появляется все больше и больше», – рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Стремительно развиваются также внутренние перевозки в пределах регионов Дальнего Востока и Арктики. «Уже есть успехи. В этом году на Курильских островах перевезем 88 тыс. человек, это исторический рекорд», – рассказал глава авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик. Также он подчеркнул, что развитие капиллярной сети – один из приоритетов компании.

Острым вопросом остается обновление возрастного парка региональных самолетов, однако и этот вопрос решается, поскольку российские авиапроизводители готовят новые серии. Так, в августе компания «ЧукотАВИА», ставшая первым коммерческим эксплуатантом самолетов новых серий Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал» и вертолетов Ми-171А3(А2), сообщила, что получила в сове распоряжение воздушные суда с нужными характеристиками и комплектацией и реальными гарантиями по обеспечению их исправности. Красноярская авиакомпания «КрасАвиа» первой в Сибирском федеральном округе подписала с «Уральским заводом гражданской авиации» договор на поставку 10 легких многоцелевых самолётов ЛМС-901 «Байкал». Чтобы новые самолеты могли летать до самых северных поселков Эвенкийского и Таймырского районов, на них предусмотрена установка лыжного шасси. авиакомпания «Полярные авиалинии», ключевой региональный перевозчик в Якутии, сообщила, что также рассчитывает на успешную реализацию таких проектов, как ТВРС-44 «Ладога», «Байкал» (ЛМС-901), Ил-114-300, новый импортозамещенный Sukhoi Superjet (SSJ NEW), Ми-171А2 и Ми-171А3.

Однако, чтобы сделать следующий шаг вперед, нужны совместные усилия все заинтересованных сторон.

«Авиационная доступность – это стимул экономического развития. Поэтому аэропорты и местное авиасообщение нужно рассматривать вместе. Работа по развитию малых аэропортов, местного авиасообщения и межрегиональных аэропортов – это задача общая: и Минтранса России, и субъектов Российской Федерации, и частников», – заявил на сессии глава Республики Бурятия Алексей Цыденов.

Заместитель Министра транспорта Игорь Чалик рассказал о планах ускорить работу по поддержанию в должном состоянии аэропортовой инфраструктуры. Так, если за 10 лет, с 2002 по 2021 годы на территории ДФО было реконструировано 22 взлетно-посадочных полосы, то в ближайшие три года, с 2022 по 2024 год, реконструкцию проведут на 25 таких объектах. А на период с 2025 по 2030 годов предусмотрена реконструкция 17 полос.

Модернизация аэропортовой инфраструктуры продолжается и в арктических регионах. Так, 19 августа председатель правительства РФ России Михаил Мишустин подписал распоряжение направить более 5,59 млрд рублей на компенсацию дополнительных расходов на строительство и реконструкцию аэропортов Якутии.

«Развитие малой авиации для такой огромной территории, как Якутия является приоритетным направлением. Макроэкономическая ситуация в мире привела к удорожанию стоимости строительных материалов. Несмотря на это все начатые ранее работы должны быть выполнены в срок. И благодаря поддержке федерального центра поставленные ранее задачи будут исполнены», – заявил глава Якутии Айсен Николаев.

На Чукотке реконструируют три аэропорта – в самом северном городе России Певеке, в селах Кепервеем и Марково. Реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Певека должна завершиться уже к 1 октября, после чего аэропорт сможет принимать среднемагистральные и некоторые дальнемагистральные воздушные суда.

Одновременно с реконструкцией уже имеющихся аэропортов строятся новые – например, в терминал в Новом Уренгое. Чтобы из-за санкций не сорвались сроки ввода в эксплуатацию, поддержку проекту оказывают власти Ямала. Они не сомневаются, что новый терминал будет востребован. «Очевидно, что Новый Уренгой – это ключевой транспортных хаб в Арктике, деловая активность в городе будет высокая, люди будут летать», - полагает губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов.

Участники сессии на ВЭФ-2022 обсудили, какая форма собственности наиболее эффективна для работы малых аэродромов. Во многих случаях успешными оказались федеральные казенные предприятия (ФКП).

«Мы сейчас рассматриваем передачу в ФКП четырех площадок на территории Хабаровского края. И, скорее всего, это состоится. Но нужно ли этот процесс организовывать абсолютно для всех площадок – вопрос. Ко всему стоит подходить индивидуально», – считает Игорь Чалик.

Алексей Цыденов полагает, что ФКА более устойчивы, чем частные предприятия: «Местное авиасообщение почти всегда дотируемое. Иначе улетает один самолет в неделю с дорогими билетами, что неудобно и пассажирам, и аэропорту. Чтобы летать чаще, надо субсидировать. Тогда возникает пассажиропоток, который за собой тянет и социалку, и экономику».

Частные инвесторы пока вкладываться в развитие аэродромной инфраструктуры не спешат, и эту ситуацию необходимо менять. «У нас сейчас радикальное увеличение внутреннего пассажиропотока, особенно по ДФО. Здесь есть куда совершенствовать механизмы государственно-частного партнерства, концессионных соглашений. Федеральное законодательство сейчас очень гибкое и позволяет очень интересные механизмы вырабатывать», – уверен и.о. начальника управления аэропортовой деятельности Росавиации Александр Аверкиев.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ