Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

В автономном режиме

Северный завоз: значение, угрозы и перспективы

20 октября 2020

Для развития арктических территорий прежде всего необходимо обеспечить людям достойные условия жизни за Полярным кругом. Большинство городов и поселков в Арктике всю долгую зиму отрезаны от «большой земли» или связаны с ней авиационным сообщением. Доставлять продовольствие и товары первой необходимости для северян по воздуху слишком накладно – цены на них поднимутся до небес. Поэтому к зиме в Заполярье приходится готовиться, как к полету на космическом корабле: заранее загружать на борт все, что может понадобиться. Коротким арктическим летом северные моря и реки ненадолго освобождаются ото льда, и за это время нужно успеть завезти дешевым водным путем не только продукты и товары для людей, но и топливо для предприятий и техники. Северный завод для многих поселков – единственная возможность получить все необходимое для жизни на год вперед. Любая ошибка чревата катастрофой: привезли недостаточно мазута – и без тепла останутся школа или детский сад, не доставили нужные медикаменты – и в опасности окажутся жизни людей. Поэтому Северный завоз контролируется на государственном уровне и финансируется за счет бюджетных средств.

Система Северного завоза появилась в 1930-е годы, когда впервые была поставлена цель промышленного освоения Крайнего Севера. Централизованная плановая экономика СССР отлично справилась со сложной задачей регулярного снабжения тружеников Севера. Поэтому в Заполярье была создана не только мощная экономическая база, но и построены города и поселки с развитой социальной инфраструктурой, рассчитанные на постоянное, и при этом комфортное, проживание. Более того, была создана уникальная субкультура «северного образа жизни».

С распадом СССР плановой экономике пришел конец, и заполярные города оказались под угрозой. Сбои в Северном завозе привели к оттоку населения из Арктики. Понадобилось время, чтобы осознать: традиционные рыночные механизмы не работают за Полярным кругом, необходима помощь и поддержка государства. Обязанность по обеспечению северян жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона взяли на себя региональные власти.

На сегодняшний день в одну только арктическую зону республики Саха (Якутия) в рамках Северного завоза ежегодно доставляется более 3 млн тонн грузов, половина из которых имеют статус жизнеобеспечивающих. Мука, сахар, крупы, масло, чай, консервы, сухое и сгущенное молоко, переработанные фрукты и овощи – все эти продукты стоили бы на порядок дороже, если бы их не поставляли по фиксированной стоимости, а закладывали в цену все расходы на транспортировку за тысячи километров.

Доставка ведется по Северному морскому пути и северным рекам, у многих из них очень короткий период навигации, до нескольких недель. Суда могут пройти по ним лишь в половодье, а потом реки мелеют. Терять время недопустимо. Поэтому в советское время был создан особый флот, задачей которого было углублять и расчищать русла рек. Сегодня он нуждается в обновлении, и это одна из задач, которую приходится решать.

Модернизация требуется и портовой инфраструктуре, созданной в годы СССР на Севморпути для обеспечения Северного завоза. Общее количество портов и пристаней на берегах арктических морей – более 70, но многие из них полузаброшены. На новом этапе освоения Арктики активно развиваются опорные порты – такие как Варандей, Сабетта, Диксон, Дудинка, Игарка, Хатанга, Тикси. Но и в портах, которые меньше на слуху, например, Амдерма, Зеленый мыс, Беринговский, Черский, Песчанка, тоже должна начаться новая жизнь. Решить эту проблему поможет реализация масштабных добывающих проектов в Арктике. Ведь для их поддержки строится атомный ледокольный флот и создается транспортная инфраструктура.

Большую роль в развитии инфраструктуры Севморпути сыграют и арктические проекты Министерства обороны. За Полярным кругом будут построены морские терминалы для производственно-логистических комплексов, которые войдут в систему логистических баз, обслуживающих промышленные и инфраструктурные проекты в Арктике. Такие комплексы станут не только важным перевалочным пунктом для снабжения военных объектов, но и для организации Северного завоза.

Глобальное потепление постепенно освобождает ото льда арктические моря, и по прогнозам экспертов, уже скоро Северный Ледовитый океан будет радовать водной гладью весь летний период. Севморпуть станет самым выгодным транзитом мирового значения, а это важнейший стимул развития его портовой инфраструктуры. С резким ростом судоходства по Севморпути организовать Северный завоз станет на порядок проще, а обходиться он будет дешевле.

В Стратегии развития Арктической зоны России развитие Севморпути дополнено программами развития сети железных и автомобильных дорог в Заполярье. Строительство новых магистралей поможет вычеркнуть из списка Северного завоза многие заполярные города и поселки, ведь у них впервые появится круглогодичная связь с «большой землей».

Новые возможности открывают и современные технологии. Так, завозить продовольствие теперь можно не только на традиционных судах, но и с помощью высокоскоростных вездеходов-амфибий. Для этого инновационного транспорта не нужно строить дороги, он почти не зависит от погодных условий и может доставлять товары в арктические регионы круглый год.

Один из способов упростить Северный завоз – сделать так, чтобы завозить приходилось намного меньше грузов. Сегодня в рамках «завоза» ежегодно поставляется до 6-8 млн тонн горюче-смазочных материалов и до 20-25 млн тонн угля. Причем доля транспортной составляющей в стоимости топлива достигает 70%. Если вместо традиционного топлива использовать сжиженный природный газ, который уже производится в Арктике, то удастся сократить не только транспортные расходы, но и повысить надежность энергообеспечения. Это дешевое и экологически чистое решение.

Нельзя забывать и про альтернативные источники энергии. Если за Полярным кругом будут работать не дизельные электростанции, а ветровые или гибридные солнечно-дизельные, не придется доставлять за Полярный круг столько топлива. А одна плавучая атомная электростанция, подобная той, что уже работает в порту Певек на Чукотке, способна обеспечить дешевой и доступной энергией целый регион, куда раньше приходилось заводить уголь и ГСМ. Снижение экологической нагрузки на окружающую среду – огромный дополнительный бонус.

Читайте также Русский Север под присмотром военных Как северная группировка войск защищает национальные интересы России в регионе, имеющем стратегическое значение для всего мира

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
22 февраля 2021 Более 120 млрд рублей получит Норильск на социально-экономическое развитие

Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в целях социально-экономического развития города Норильска, включая реновацию жилищного фонда, модернизацию коммунальной инфраструктуры и развитие социальной сферы подписали сегодня, 20 февраля, в Правительстве РФ.

Экономика
16 февраля 2021 Уникальный рейс газовоза «Кристоф де Маржери» расширяет навигационное окно в восточном секторе Арктики

16 февраля в ходе рабочего совещания в Правительстве РФ генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов доложил заместителю Председателя Правительства РФ Юрию Трутневу о ходе выполнения экспериментального кругового рейса газовоза «Кристоф де Маржери» по маршруту Сабетта (ЯНАО) – Цзянсу (КНР) – Сабетта с использованием высокоширотной трассы Севморпути.

Экономика
9 февраля 2021 Стартовал отбор банков-участников программы льготного кредитования проектов в Арктике

Министерство развития Дальнего Востока и Арктики приступило к отбору российских банков для участия в Программе льготного кредитования резидентов Арктической зоны РФ. Заявки принимаются с 9 февраля по 11 марта 2021 года.

Экономика

Туризм

ПОДРОБНЕЕ