Суперледокол «Россия»: строительство главного покорителя Арктики
Сверхмощное орудие против льдов Заполярья
28 мая 2024В середине мая первый вице-премьер РФ Денис Мантуров назвал сроки строительства головного ледокола проекта 10510 «Россия». Судно должно быть готово к 2030 году, и вместе с ним со стапелей уже должны сойти еще три атомных ледокола проекта 22220. С существующим ледокольным флотом российские атомные корабли образуют самую мощную в мире группировку судов для преодоления арктических льдов. Головной ледокол должен стать «жемчужиной коллекции», венцом инженерной мысли и одним из самых сложных проектов, реализованных в XXI веке.
Характеристики «России» (в прошлом — ледокола «Лидер») впечатляют и даже немного ужасают. Его длина составляет 209,2 метра, а ширина — 47,7 метров. Высота борта, если считать в самом широком месте судна, составляет 18,7 метров (до верхней палубы), что чуть превышает высоту шестиэтажного дома. При этом, «Россия» сможет ходить в достаточно мелких водах, поскольку её минимальная рабочая осадка составляет всего 12 метров. Да, в Нарьян-Мар он зайти не сможет, но в том же Диксоне глубина у причала составляет 15,5 метров — суперледоколу будет вполне комфортно. Главное преимущество суперледокола кроется в силовой установке. Два реактора РИТМ-400 способны выдавать на валах мощность в 120МВт, что должно помочь судну пробиться через лед более чем четыре метра толщиной. Сами же реакторы каждый по паспорту имеют мощность 315 МВт, их надо заправлять каждые 5,7 лет, а непрерывно работать они могут примерно 26 тысяч часов. Срок службы реакторов составляет 40 лет, запасов провизии для команды на ледоколе хватит на 8 месяцев, а плавать он может куда угодно — дальность плавания ограничений не имеет.
Ледокол проекта 10510 потребовал не только особых решений в конструкции самого судна, но и творческого подхода со стороны верфи. В отличие от других ледоколов его строят крупноблочным методом — сначала секции строят в цехах, а потом собирают на стапелях. Ограничены корабелы возможностями подъемного крана «Голиаф», крупнейшего в стране — он поднимает 1,2 тысячи тонн за 1 раз, не больше. Всего таких блоков насчитывается 19. Сам док является крупнейшим гидротехническим сооружением в России. Он представляет собой водонепроницаемый котлован глубиной 14 метров, длина дока составляет 485 метров, а ширина – 114. Помимо крана «Голиаф» в доке работают еще два вспомогательных крана. Сначала предполагается провести сборку корпуса и монтаж двух паротурбинных установок, потом спустить судно на воду и доделать все остальное. После ходовых испытаний «Россия» отправится в Мурманск, свой порт приписки.
Фото: пресс-служба РосатомПервая резка металла для нового ледокола была проведена в торжественной обстановке 6 июля 2020 года. С тех пор сроки строительства несколько сдвинулись — часть ключевых компонентов корпусных отливок поставщики так и не отправили на верфь. Дополнительно выросла стоимость проведения работ у других подрядчиков, что потребовало обсуждения хода проведения госконтракта и экспертной комиссии от Минпромторга. Так, в марте прошлого года ОКБМ «Африкантов» заявила о необходимости увеличить финансирование производства ядерных энергетических установок на 12%, а «Силовые машины», производящие паротурбинные установки, и вовсе заявили о необходимости 65% роста оплаты. По мнению экспертов, сказалась и некоторая неопытность самой компании «Звезда», которой такой проект поручили делать впервые. Впрочем, тут надо отметить, что это вообще первый в мире атомный ледокол такого уровня, поэтому накладки вполне объяснимы. В марте прошлого года суперледокол был готов на 5% вместо 15%. Тем не менее, уже в декабре прошлого года строительство «России» стало догонять расчетные сроки — по словам генерального директора «Атомфлота» Леонида Ирлица, работы были выполнены на 11,4%. Вероятно, все участники процесса производства смогли найти взаимопонимание и продолжить строить историю.
Фото: пресс-служба РосатомСкорее всего, опыт строительства «России» учтут при создании еще двух суперледоколов. Конечно, об их сроках строительства пока никто даже не заикается, но дальнейшее развитие Северного морского пути неумолимо потребует новых судов подобного класса. Корабли проекта 10510 смогут проводить суда круглый год, прокладывая 50-метровую полосу через зимние льды. Ведь именно зима в Арктике, с её холодами, капризной погодой и возможностью быть намертво зажатым среди льдов, является одним из основных препятствий перед превращением транспортного коридора в оживленную международную торговую магистраль.