Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Спасение Арктики от мусора: причины загрязнений и способы борьбы с ними

Шторм с привкусом стекла и пластика

15 декабря 2023

Антропогенная нагрузка на хрупкую арктическую экосистему растет с каждым годом. Но причиной этому стало не только интенсивное развитие Северного морского пути, реализация крупных инвестиционных проектов и в целом экономическое оживление Заполярья. Согласно выводам ученых из Северного (Арктического) университета и РГГМУ, сделанным в ходе исследований экспедиции «Арктического плавучего университета», проблема загрязнения арктических вод и прибрежной полосы является в том числе следствием глобальных экологических процессов. Воды Баренцева и Карского морей являются «конечной остановкой» для атлантических течений, приносящих мусор из бассейна Атлантического океана. С уменьшением ледового покрова для них исчезло существенное количество препятствий — в итоге мусор накапливается на пляжах Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. В отличие от самого Атлантического океана, где отходы жизнедеятельности цивилизации скапливаются в своеобразные острова, плавающие на поверхности, Северный Ледовитый океан в основном выбрасывает чужеродные объекты на сушу, формируя многокилометровые кучи мусора.

При этом скорость накопления отходов растет. Базируясь на трехлетней статистике очистки контрольных участков, специалисты САФУ выяснили, что полностью чистая территория за два года быстро заполняется новыми отходами, выброшенными океаном. Так, если принять уровень загрязнения до проведения тестовой «уборки» в 2021 году за 100%, то уже в 2023 гг. пляжи были загрязнены в среднем на 70-80%. Согласно мнению ученых, основными источниками загрязнения являются рыболовные суда арктических морских держав (Норвегия, Дания, Россия, Великобритания, Исландия, Германия), а также транзит грузовых кораблей по Северному морскому пути. Рыбаки не всегда готовы соблюдать международные правила о недопущении загрязнения вод Мирового океана, выбрасывая за борт все ненужное — в дополнение к объективным потерям (порванным сетям, унесенным буйкам, снесенным ветрами с палубы предметами), это представляет существенную угрозу экологическому балансу в регионе. Добавим к этому увеличивающуюся с уходом льдов штормовую активность моря, и перспективы выживания белых медведей кажутся весьма туманными.

Впрочем, это только на первый взгляд. Да, рост присутствия человека в Арктике приводит к пропорциональному увеличению нагрузки на окружающую среду, и этот факт отрицать невозможно. Но, если рост экономики сопровождается ответственным природопользованием, то коллективные меры экономических акторов при действующем государственном контроле позволяют нивелировать негативное воздействие антропогенного фактора. Как пример, можно привести возникшие в последние годы инициативы — проект Российского географического общества «Арктика. Генеральная уборка», «Чистая Арктика» от Норникеля и Росатома, а также многочисленные региональные и более локальные субботники, волонтерские программы и многое другое. Собственно, сама экспедиция «Арктического плавучего университета» и её исследования стали возможны именно благодаря интенсивному развитию Северного морского пути. Рост экономики в регионе и появление рассчитанных на многие десятилетия (если не столетия) проектов означает появление заинтересованности широких кругов как минимум в поддержании сохранности экосистем области присутствия.

Также необходимо отметить, что кроме прибывающего мусора, в Арктике существует огромное количество «наследия», оставшегося еще с советского времени. За 2021 и 2022 год 3000 волонтеров проекта «Чистая Арктика» вывезли более 5000 тонн отходов из девяти арктических регионов. Металлические бочки из-под топлива, старая техника, брошенная амуниция на военных базах и полярных станциях — в этих случаях от ухода человека природе легче не стало. Статистику за нынешний год придется немного подождать, но, все же, необходимо отметить, что при учете стабильного роста волонтерского движения в АЗРФ, можно ожидать уверенной положительной динамики. 

Сегодня действия экологов несут свои плоды — ученые Сибирского отделения РАН отметили, что ряд регионов Арктики демонстрируют высокие темпы самовосстановления природы после промышленного загрязнения. Конечно, данное заявление нельзя расценивать как «карт-бланш» для сброса мусора в море или тундру. Скорее, его можно воспринять как результат напряженной работы государства, общества и бизнеса, участвующих в заполярных экологических проектах. Когда природой начали заниматься, когда ей дали возможность восстановиться, запустились дополнительные механизмы компенсации антропогенного воздействия. Что же до загрязнения маршрута СМП отходами с судов, то здесь на первый план выходит роль государственных контролирующих органов и оператора маршрута, которым выступает «Росатом». Наличие систем проверки, отслеживания судов и инспекторов в каждом порту позволят существенно снизить возможность недобросовестного поведения в российских территориальных водах. К сожалению, на атлантические течения это не повлияет, и тут очень пригодится помощь общества. Рост волонтерского движения является ярким примером самоорганизации российского социума, которому явно не безразлично будущее Заполярья и его природы.

Читайте также Генеральная уборка в Арктике: промежуточные итоги проекта РГО Вывозим металл из тундры

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ