Северный морской путь 2023: предварительные итоги года и планы на будущее
Всем углеводороды, мандарины и немного льда
16 ноября 2023Уже в следующем году по Северному морскому пути суда будут ходить круглый год на всем его протяжении — об этом заявил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев на совещании президента РФ Владимира Путина с членами Правительства РФ в мае 2023 года. Сегодня, в конце осени, уже спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов в интервью «Интерфакс» подтвердил оптимизм главы компании. Устойчивое развитие арктической транспортной артерии наглядно показывают цифры — за январь-октябрь 2023 года суда перевезли от архипелага Новая Земля до мыса Дежнёва на Чукотке 31,4 млн грузов, что на 6% больше показателей за аналогичный период прошлого года.
По своей структуре перевозки по СМП можно разделить на три группы: углеводороды и другое сырье из Обской губы и Енисейского залива, грузы для инвестпроектов в Арктике и программы Северного завоза, а также транзитные перевозки. Последние добрались до показателей исторического максимума, превысив уровень 2021 года и составив 2 млн 120 тысяч тонн. После практически 90% процентного падения транзита в прошлом году, вызванного активным санкционным давлением, нынешний уровень перевозок означает успех гигантской работы, проделанной над развитием Северного морского пути. По словам Владимира Панова, часть грузов была перенаправлена с Суэцкого канала в летне-осеннюю навигацию, также неоспоримым подспорьем для «Росатома» стала поддержка Правительства.
Кстати, атомным ледоколам удалось провести по арктическим водам рекордное по объему судно — на балкер Gingo типа CapeSize с дедвейтом более 169 тысяч тонн погрузили 164,5 тыс. тонн железорудного концентрата и доставили до точки назначения в целости и сохранности.
Это доказывает эффективность СМП для коммерческих перевозок — то, что еще пять лет назад поднимало брови у большинства экспертов, стало объективной реальностью.
Больше всего по СМП перевезли нефти, отметил Владимир Панов, следом за ней идет железнорудный концентрат. Пресс-служба «Роснефти» в свою очередь отчиталась о рекордном объеме перевозки грузов в летнюю навигацию. Морские и речные суда провели 923 рейса из Мурманска, Архангельска, Красноярска, Лесосибирска и Дудинки к нефтедобывающему комплексу компании, доставив порядка 1,5 млн тонн грузов. В работе приняли участие 402 судна. Сжиженный газ также понемногу начинает набирать обороты — «Газпром» и «ЭЛСИ Майнинг» каждая отправили по СПГ-кораблю с 70 тыс. тонн газа на борту.
Судя по текущим цифрам, Северный морской путь уверенно развивается, к нему растет интерес российских и зарубежных компаний. Пока коммерческие рейсы ориентированы на летне-осеннюю навигацию, когда потребность в ледовой проводке судов минимальна, но в будущем руководство «Росатома» видит пути, как сделать услуги ледоколов более привлекательными для клиентов. Частично это строительство новых судов — пятый и шестой атомные ледоколы проекта 22220 будут заложены в 2024 и 2025 годах, а в 2027 году должен сойти на воду головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510, который сможет ломать 4-метровый лед.
Тем временем, на СМП начинается зимняя навигация. От Мурманска до Дудинки ледоколы будут ходить круглый год, а в перспективе ближайшего десятилетия доступной станет и восточная часть транспортного коридора. Так, по словам заместителя главы дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Максима Кулинко, к 2030 году перевозки через арктические моря станут рутинной операцией — к тому времени должны заработать 13 ледоколов, а «ледовый навигатор» и спутниковая группировка «Роскосмоса» будут снабжать суда информацией в реальном времени. Срок прохода корабля должен будет составлять около 10 дней круглый год: хотя Арктика умеет преподносить сюрпризы, в «Росатоме» верят, что сумеют укротить ледяную стихию. К тому же сроку ожидается масштабирование и расширение международного сотрудничества: компания New Shipping Line из КНР начала транзитные перевозки грузов из китайских портов в 2023, и на данный момент пилотный запуск признан успешным обеими сторонами.
Читайте также Новая реальность Северного завоза: актуальные вопросы единого экономического пространства АЗРФ Снижаем цену на картошку в три раза