Промежуточные итоги: результаты работы АЗРФ за 3 года
Бизнес, преференции, инфраструктура
14 июля 2023Три года назад, в июле 2020 года был подписан федеральный закон № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». С него началась новая эпоха в освоении Заполярья — на 5 млн квадратных километров бизнес и государство вступили в плотное сотрудничество для форсированного развития экономики Заполярья. Сегодня мы можем подвести промежуточные итоги напряженного труда тысяч человек, создающих уникальные проекты там, где еще 30 лет назад говорили о вымирающих городах, депрессивной экономике и чуть ли не о необходимости навсегда забыть о жизни на Севере.
Вот зачем придумали АЗРФ!
Арктическая зона Российской Федерации — это особая экономическая зона, которая находится на территории 9 субъектов Российской Федерации. В неё входят целиком Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ и Чукотский автономный округ, а также частично: Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Архангельская область и Красноярский край. Благодаря особому статусу территорий, предприниматели, готовые вложить от 1 млн рублей в создание нового предприятия, получают льготы и преференции от федерального правительства, которые позволяют существенно ускорить их рост. Это нулевой налог на прибыль на 10 лет, субсидирование 75% страховых взносов, упрощенная система налогообложения и многое другое. Дополнительно существуют региональные льготы для предпринимателей, оплачиваемые из местного бюджета. К примеру, в Архангельской области у резидентов АЗРФ есть возможность снизить налог на прибыль до 5% на первые 5 лет, а потом еще пять лет платить всего 10%. Имущество организаций также облагается налогом, сниженным до 0,1% за первые пять лет, а потом еще пять лет можно будет платить 1,1%. Меры поддержки местного Правительства различаются от региона к региону в зависимости от приоритетов развития территорий — где-то нужно выращивать свежие овощи, а в другом месте ремонтировать корабли или возить туристов смотреть северное сияние.
Всего за последние 3 года в АЗРФ появилось 679 инвестиционных проектов общим объемом в 1,6 трлн рублей. На данный момент было создано 12,9 тыс рабочих мест, а полный запуск имеющихся предприятий даст около 38 тыс рабочих мест. В среднем, за квартал прибывало около 50 новых проектов (в период с третьего квартала 2020 года по второй квартал 2023 года), что наглядно показывает заинтересованность предпринимателей в освоении арктических богатств. Причем, это не только крупные проекты по освоению месторождений угля, нефти и газа, а также их обслуживание. Подавляющее большинство проектов — это малый и средний бизнес, на них приходится 90% резидентов АЗРФ. Туризм, рестораны, кафе и фудтраки, гостиницы, транспортные компании, фермы по выращиванию микрозелени за Полярным кругом, производство пуха и перьев, рыболовство и еще сотни видов деятельности, которыми занялись как местные жители, так и приезжие. На данный момент можно с уверенностью утверждать, что АЗРФ как инструмент интенсификации экономического развития регионов оправдал все ожидания.
Крупная рыба в северных морях
Развитие Арктики неразрывно связано с реализацией масштабных проектов, как в части добычи полезных ископаемых, так и строительства инфраструктуры. Они становятся основой, базисом, который обеспечивает работу всего гигантского механизма АЗРФ. На данный момент большинство из них находятся в стадии активного строительства, запускаются первые производственные линии.
Так, крупнейшим инвестором из резидентов АЗРФ стало ООО «Русхим Газ», вложившее 204 млрд рублей в строительство газохимического комплекса в НАО. Он будет перерабатывать природный газ в метанол. Следом за ним идет Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений от «Новатэк» с вложениями порядка 136,4 млрд рублей. Именно там были построены плавучие заводы для Арктик-СПГ 2, которые сейчас уже буксируют к месту постоянного размещения. Тройку лидеров замыкает комплекс перегрузки угля МТП «Лавна», в который вложили около 58,5 млрд рублей. Это круглогодичный завод по переработке полезных ископаемых, совмещенный с портом. Размещенный в Мурманске, МТП «Лавна» после выхода на проектную мощность станет одним из основных компонентов инфраструктуры Северного морского пути.
Куда плывем, товарищи?
АЗРФ представляет собой динамически развивающуюся систему государственно-частного партнерства, которая адаптируется к решению текущих задач. Так, Минвостокразвития совместно с ВЭБ.РФ прорабатывают вопрос о льготном субсидируемом кредитовании инвестиционных проектов в АЗРФ. На данный момент эта поддержка была предоставлена 13 проектам, в том числе в рамках антикризисного плана. В скором времени будет возвращен механизм по возврату механизма компенсации или возмещения затрат на строительство инфраструктуры проекта. Это важный фактор для развития удаленных территорий, где зачастую полезных для производств элементов вроде дорог, линий электропередач и т.д. попросту нет.
Кстати, об инфраструктуре. Государство активно вкладывает средства в создание развернутой и надежной системы транспортного сообщения и энергоснабжения Арктики. Это, в первую очередь, развитие Северного морского пути, который к 2035 году должен перевозить за год 160 млн тонн грузов. Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на ПМЭФ-2023 подчеркнул необходимость интенсификации развития главной транспортной артерии Заполярья, а также портов, судоремонтных заводов, развития спутниковой метеорологии и т.д. Что же до энергетики, то региональные и федеральные власти активно способствуют наращиванию производства электроэнергии — так для Мурманского ТОР «Столица Арктики» создается новая энергетическая инфраструктура, а «Росатом» на ПМЭФ-2023 пообещал построить 15 плавучих атомных электростанций. Напомним, что первый подобный корабль уже ходит вдоль берегов Чукотки не первый год. Эти проекты, конечно, тоже открыты для частных инвестиций.
Результаты развития АЗРФ в 2023 году — это первая ступень для грандиозного плана по превращению Арктики в локомотив отечественной экономики. В «Плане развития Северного морского пути до 2035 года» перечислено более 150 мероприятий на сумму в 1,8 трлн рублей. Это строительство атомного ледокольного флота, создание стабильной спутниковой группировки для всепогодного мониторинга Севморпути, строительство портов и ремонтных мощностей, организация Северного завоза и многое другое. По словам Председателя Правительства Михаила Мишустина, в перспективе развитие АЗРФ принесет государству около 20 трлн рублей, то есть каждый вложенный рубль сгенерирует еще 30. Титанический масштаб задач означает, что потребность в резидентах АЗРФ не закончится еще на протяжении долгих десятилетий. Узнать об условиях сотрудничества и подать заявку можно здесь.
Читайте также Примеры проектов резидентов АЗРФ в сфере транспорта и логистики Какие проекты новых резидентов АЗРФ в сфере транспорта и логистики получат господдержку