Оленеводы и промышленность: ключевой вопрос отношений корпораций и КМНС
Потребности и реальность жителей тундры
6 июня 2024В начале июня «Мессояханефтегаз» и администрация Тазовского района ЯНАО провели этнофестиваль «Открой свой Ямал!». В пресс-службе компании рассказали, что сотрудники смогли познакомиться с культурой местного населения, принять участие в национальных видах спорта и попробовать традиционные блюда местной кухни. Ежегодное мероприятие носит культурно-просветительский характер и должно способствовать укреплению взаимоотношений между жителями Тазовского района и работниками компании.
Впрочем, фестивалями дело не ограничивается. В мае 2024 года «Мессояханефтегаз» подписала соглашение с администрацией Тазовского района о повышении занятости местного населения в рамках компании, а в прошлом году расширила медицинскую программу для оленеводов. Последняя пользуется особой популярностью перед весенними касланиями — тундровики приезжают провести ежегодный чек-ап. «РН-Пурнефтегаза», дочернее предприятие «Роснефти» в ЯНАО, в феврале нынешнего года рассказало о запуске программы подготовки детей кочевников к школе. В целом «Роснефть» финансирует различные программы для КМНС в ХМАО, Югре, Красноярском крае и ЯНАО на протяжении многих лет.
Казалось бы, вот он — стандарт взаимоотношений бизнеса и интересов КМНС. Добывающие компании, вторгаясь своей деятельностью в жизненное пространство местного населения, компенсируют изменение среды обитания вложениями в развитие региона и, в частности, КМНС. Тем не менее, на том же Ямале в 2024 году было принято решение ежегодно совершенствовать меры поддержки КМНС, чтобы отвечать запросам тундровиков. И это ключевой вопрос всего комплекса взаимоотношений коренных народов, государства и бизнеса — коммуникация.
Как отмечал в 2021 году доктор экономических наук Игорь Сергеев, в российском Заполярье бизнес пришел к признанию необходимости выстраивания долгосрочных отношений с локальными общинами КМНС — конфликты с местными жителями приводят к слишком большому количеству проблем. При этом просто выделить финансирование недостаточно. Как показывает международный опыт, субсидии и «легкие деньги» быстро приводят к появлению иждивенческих настроений, которые породят социальные проблемы, маргинализацию определенной части общества и… конфликты. Помощь должна быть адресной, точной и тонкой, а для этого необходимо глубокое понимание внутренних процессов в сообществах.
К примеру, доктор исторических наук, долгое время занимавший пост директора ИЭА РАН Дмитрий Функ отмечал, что всего 13% КМНС занимаются традиционным хозяйством в полной мере. Остальные имеют ярко выраженную сезонность «обращения к корням», но от этого не менее важную.
«Если в сентябре будет путина, руководство предприятия заранее должно учесть, что в это время сотруднику надо дать отпуск, потому что он все равно не будет ходить на работу, даже если рискует ее потерять. И это не зависит от того, кто он — «белый воротничок» или рабочий на складе», — подчеркнул ученый в интервью Eastrussia.
»И это только малая часть тонкостей, возникающих при работе с представителями коренных народов. В 2005 году Дмитрий Функ участвовал в разработке специального свода правил по работе с КМНС для British Petroleum на Камчатке. Для сотрудников компании создали брошюры, которые детально описывали как именно следует разговаривать с коренными народами, что делать можно, что необходимо а что — категорически запрещается. К примеру, можно ли брать с собой собаку на стойбище? А ведь от таких моментов зависит, получится ли в целом наладить контакт и каким он будет.
Более того, местные общины могут не осознавать своих настоящих потребностей или же подменять понятия. Очень грубый пример — представителям традиционных обществ часто важны статусные предметы. Новый мобильный телефон может принести много радости, но радиостанция будет куда полезнее, а новый логистический центр даст больше преимуществ, чем салон по продажам снегоходов. То же касается и социальных инициатив. Для выяснения действительной картины требуется долгая и кропотливая экспедиционная работа, которая только-только начинает формироваться как общий тренд. На федеральном уровне уже ведется работа по формированию единого стандарта взаимодействия бизнеса и КМНС, но пока до введения закона еще далеко. При этом, к сожалению, региональные нормы часто могут исполняться не в полном объеме или вовсе игнорироваться, если того захочет собственник. Отсутствие федеральной нормативной базы оставляет слишком широкий простор для интерпретаций на местном уровне.
Пока одним из вариантов решения проблемы коммуникации стала развернутая этнологическая экспертиза. Так поступили при анализе ущерба для саамов от разработки Колмозерского литиевого месторождения в Мурманской области. Сначала ученые досконально обследовали природу региона и оценили потенциальный эффект строительства ГОКа, а затем предъявили результаты общинам КМНС и спросили, что они хотят получить взамен. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что власти «детально отработали» по всем общинам.
Читайте также Адаптация КМНС в городах: проблемы, вызовы и решения Из тундры в общежитие и обратно