Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Адаптация КМНС в городах: проблемы, вызовы и решения

Из тундры в общежитие и обратно

8 мая 2024

Представители коренных малочисленных народов Севера живут не только в тундре или на арктическом побережье — часть из них оседает в городах и поселках городского типа, многие приезжают учиться в региональные центры. При этом возникает ряд трудностей, одной из которых является адаптация носителей традиционной культуры к современному урбанизированному обществу. Чтобы представить себе её масштаб, достаточно мысленно примерить на себя роль тундрового оленевода. Вы окажетесь в совершенно другой вселенной, в которой большинство правил и представлений, впитанных за годы жизни, окажутся бесполезными, а иногда и напрямую вредными как для душевного равновесия, так и для общения, работы и решения собственных задач.

Согласно исследованию «Социальная адаптация учащейся молодежи КМНС в городских условиях», существует несколько факторов, которые влияют на адаптацию.

Среди респондентов, опрошенных автором статьи, научным сотрудником сектора этносоциологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН Аленой Григорьевной Томаска, 60,4% опрошенных считали свое положение хорошим, 28,5% выделяли некоторые недостатки, а 11,4% испытывали трудности в жизни в городской среде.

При этом жилищно-бытовые условия в основном оценивались студентами как положительные, вне зависимости от того, жили они в общежитии или же владели собственным жильем. Развитая городская инфраструктура, сервисы, доступ к медицине и развлечениям представителям КМНС в целом нравятся и создают стимул для продолжения учебы. Молодые люди позитивно оценивают уровень жизни, по их мнению, более высокий, чем дома. Что вызывает фрустрацию и трудности, так это социальная дезориентированность — тундровикам сложно жить в обществе, где они, будучи уже довольно взрослыми и сформировавшимися личностями, вынуждены заново учить правила поведения, узнавать об ограничениях и обязанностях, о которых раньше у них не было никакого представления.

Автор выделяет существенный признак, мешающий адаптации, — неумение части респондентов ранжировать социальные нормы по степени их значимости, принятые в городском обществе. Что важнее — успеть на занятие вовремя, погладить рубашку или сделать домашнее задание? Стоит ли лезть в переполненный автобус, мешая другим пассажирам? Особенно, если опаздываете. Жители городской среды решают подобные задачи на уровне рефлексов, точно так же, как тундровики знают, что при звонке с чужого телефона не стоит отходить от хозяина, нельзя отказываться от еды в гостях и т.д. А теперь представим, что добросовестный студент завалил сроки сдачи курсовой работы, но не потому, что ленился, а потому, что его представление о времени радикально отличается от восприятия преподавателя. Если добавить к этому более высокий ритм жизни, характерный для города, то получится, что часть студентов просто не успевают за многочисленными новыми требованиями, которые валятся как из рога изобилия.

В качестве пробного метода решения данной проблемы ассоциация «Ямал-потомкам» и совет коренных малочисленных народов Севера при главе Салехарда взяли шефство над студентами из числа КМНС. Наставники встретились с молодежью и рассказали о своем опыте, который они получили, многие годы назад точно также приехав учиться из тундры в город. Прямая передача опыта способна помочь молодым людям избежать самых распространенных ошибок, давая им хоть какие-то ориентиры в совершенно незнакомой среде.

При этом важно отметить, что речь идет о взрослых, пусть и молодых людях. Для школьников из числа КМНС уже разработаны методики, учитывающие психофизиологическое состояние детей. Так, в статье «Адаптационные технологии по работе с детьми из числа коренных малочисленных народов Севера на основе психо-физиологических особенностей народов ханты, манси, ненцев» авторы отмечают, что у каждого пятого ученика наблюдается дефицит массы тела, а также авитаминоз у 70-80% класса. Это накладывает глубокий отпечаток на учебный процесс, поскольку детям необходимо больше отдыхать — они физически не могут справиться с интенсивной учебной программой с первых дней в школе. Головные боли, плохой сон, отсутствие аппетита, перевозбуждение или, наоборот, заторможенность являются частыми проблемами, которые педагогам приходится учитывать при работе с детьми КМНС в первые месяцы обучения. Более того, сама программа формируется исходя из возможностей и привычек детей, их культурной и ценностной матрицы, которая отличается от универсума маленьких жителей города.

При этом у тундровиков есть чему поучиться в педагогике — согласно статье «Акцентуация характера коренных малочисленных народов Севера», у подавляющего большинства детей КМНС не наблюдается ярко выраженной акцентуации характера (крайне ярко выраженное свойство психики, пограничное состояние психической нормы). Грубо говоря, дети, воспитанные в тундре, более уравновешены, спокойны, самостоятельны.

Впрочем, исследование авторов показало, что акцентуация характера уже у студентов из числа КМНС вполне укладывается в общую статистику — их предположение заключается в том, что именно столкновение с городской культурой в интернатах и колледжах приводит к появлению не самых приятных черт личности, в первую очередь, для нее самой.

При этом столкновения традиций и модерна, травмирующего людей, избежать нельзя. Представителям КМНС надо учиться, ведь только так они смогут улучшить свою жизнь и бытие своего народа, не говоря уже о том, что в России образование является обязательным для всех. Возможно, ямальская инициатива по внедрению института наставничества станет одним из ответов, который поможет молодым людям взять лучшее из обеих культур без вреда для себя.

Читайте также Дикие олени Таймыра: как спасти популяцию без ущерба для КМНС Экология против традиционного уклада?

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ