На стыке глобализации и уникальности: как сохранить идентичность российского Севера?
Бизнес-практика на арктической самости
19 сентября 2023Глобализация мирового сообщества — объективный исторический процесс, связанный, в первую очередь, с изменением технологического и экономического уклада. Интернет и повсеместная доступность телеком-услуг, интенсивные торговые связи по всей планете и международное разделение труда для производства продуктов приводят к изменению культур, их взаимопроникновению с одной стороны и обращению к вопросу культурной идентичности с другой. Для коренных малочисленных народов Арктики и специфической культуре заполярных регионов глобализация стала одним из дополнительных факторов, размывающих их культурное пространство. В самом деле, тяжело быть интегрированным в мир цифровых сервисов, индустриальной экономики и глобальных коммуникаций, оставаясь при этом оленеводом в тундре или жителем рыбацкого села на берегу Баренцева моря. Впрочем, тяжело — не значит невозможно, тем более, когда на помощь приходит сама цивилизация.
На сегодняшний день существует ряд параллельных процессов, которые направлены на сохранение идентичности КМНС. Это и работа Ассоциации КМНС, и ряд проектов, федеральных и региональных, направленных на сохранение языков, популяризацию культуры коренных народов и ее интеграцию в общероссийское пространство. Обычно эти организации функционируют при поддержке государства и активном содействии общин. Они проводят фестивали и национальные праздники, издают литературу и поддерживают «низовую инициативу». При этом локальная культура не противопоставляется общероссийской или глобальной, а рассматривается как её неотъемлемая часть. Так же работает поддержка традиционного типа хозяйствования в виде грантов, субсидий и льготных режимов ведения предпринимательской деятельности. Российская Арктика стремится создать единое пространство для всех её составляющих, гармонично интегрировать их без потери самости. Правда, обычно эти инициативы направлены на решение конкретных, узких задач — единого понимания, как создать комплексные условия для сохранения культурной идентичности северян без изоляции их от внешнего мира, пока не сложилось.
Дискуссия об этом ведется уже долгие годы, предлагаются различные методы. Одним из таких решений сохранения самости российской Арктики как социокультурного феномена может стать развитие туристической отрасли в АЗРФ. Об этом, в частности, рассказал шеф-редактор портала «Дети Арктики» Артур Агафонов в ходе дискуссии «Этнотуризм: путешествия через погружение» на ВЭФ-2023. По его словам, рост туристической отрасли в Заполярье оказывает комплексный эффект, позволяющий с одной стороны сохранить местную самобытность, а с другой — безболезненно интегрировать локальную культуру в глобальный универсум современной цивилизации. Интерес к культурам КМНС, их быту и традициям за последние годы возрос на внутреннем рынке, что привело к созданию новых рабочих мест, появлению среды, в которой традиционный способ хозяйствования, культура, обычаи являются не только способом выживания, но и точкой притяжения для путешественников, ценной самой по себе. Более того, общение с «Большой землей» в таком формате позволяет местным жителям ощущать себя частью цивилизации без ущерба для привычного распорядка жизни.
«Туризм — это возможность социализировать людей на Севере. Когда они живут обособленно и ни с кем не общаются, они уезжают. Это большой плюс и для молодежи, и для взрослых, потому что они понимают, что могут жить на родной земле, заниматься любимыми вещами и при этом существовать гармонично со всем остальным миром», — подчеркнул Артур Агафонов.
»При этом туристическая отрасль на Севере зачастую не является чем-то искусственно насажденным «сверху», а рождается из местных условий жизни. К примеру, генеральный директор ООО «Алеут» Александр Ямдальцев рассказал в рамках той же дискуссии, что его туристический бизнес родился из потребности местных жителей в обновлении рыболовного и транспортного флота. Несколько десятилетий назад в регионе основная масса лодок и небольших гражданских судов была сильно изношена, что приводило к жертвам — море не прощает технических неисправностей. Его компания взяла на себя миссию по строительству лодок, предназначенных специально для местных морей, затем начались дальние походы в экспедиционном формате, а спустя несколько лет на них стали приглашать гостей. Рядом с турбазой ООО «Алеут» находится село Уэлькаль — поселение эскимосов, в котором был первый аэродром «Алсиба».
«У нас охотники получают зарплату, им лодки дают», — отметил Александр Ямдальцев, подчеркнув, что КМНС получают поддержку со стороны государства для воспроизведения традиционного образа жизни. В свою очередь, охотники на китов раздают местным жителям добытое мясо бесплатно — это конечный пункт реализации инвестиций государства.
»Важным преимуществом развития туристической отрасли является создание экономических условий для потребности в воспроизведении локальной культуры. Поддержка традиционных типов хозяйствования не означает, что оленеводы или охотники на китов продолжат говорить на родных языках или шить традиционную одежду. А этнотуризм, в противоположность, по мере своего развития способствует возникновению «культурных анклавов», где задействованы сотни, а в перспективе и тысячи человек, бережно сохраняющих древнее наследие.
Источник главного фото: Росконгресс Читайте также Международный день КМНС: как в Заполярье жить хорошо? Поддержка малых народов