Мера ответственности – 3 миллиона жизней
Минвостокразвития разработало проект закона о северном завозе
9 сентября 2022В законопроекте четко обозначен сам смысл понятия «северный завоз», а также роли, которые в нем будут играть новые игроки – генеральный экспедитор и единый морской оператор. Упрощение закупочных процедур, разделение грузов на категории по степени важности, создание системы мониторинга их движения и перечня опорной транспортно-логистической сети – все эти меры помогут не допустить повторения кризисов с северным завозом.
Проект федерального закона о северном завозе уже оправлен для обсуждения во все органы исполнительной власти и в 25 субъектов России, включая все арктические регионы страны. Об этом в ходе сессии Восточного экономического форума «Северный завоз: новая система снабжения» сообщил первый заместитель Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
В документе впервые получило юридическое определение само понятие «северный завоз» – оно обозначено как «комплекс организационных, транспортно-логистических мероприятий и финансовых механизмов по регулярному, бесперебойному снабжению районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)».
От того, как пройдет северный завоз, зависит жизнь 3 млн человек, проживающих в поселках, до которых можно добраться лишь в очень короткий период года. Традиционно считалось, что северный завоз – это доставка в такие поселки жизненно необходимых грузов: социально-значимых продовольственных и непродовольственных товаров, лекарственных средств, медицинских изделии, топливно-энергетических ресурсов и ГСМ.
«Мы предложили все-таки северный завоз рассматривать не только как грузы жизнеобеспечения, а как все грузы в населенные пункты с ограниченным сроком завоза», – сказал Гусейнов.
Минвостокразвития предлагает разделить все грузы на 3 категории различной степени важности. Первая – грузы жизнеобеспечения. Вторая – грузы для государственных и муниципальных нужд, а также для реализации национальных проектов. Третья – все остальные грузы, которые приобретают организации или физлица. Документ вводит обязательное планирование по грузам первых двух категорий, чтобы их формирование не было стихийным.
«Для нас северный завоз – это не просто решение транспортно-логистических задач. За каждым завезенным килограммом, за каждой тонной горючего мы видим жизнь отдельных наших граждан – это семьи, их благополучие», – заявил Гусейнов.
В законопроекте множество новелл, которые призваны сделать процедуру северного завоза эффективнее. В частности, предлагается создать единую федеральную цифровую площадку для закупки необходимых грузов большими партиями. Также законопроект предусматривает появление генерального экспедитора, который будет нести ответственность за грузы на всех этапах, предоставляя информации об их движении.
«Еще одна новелла – это по поручению президента мы создаем единого морского оператора. Это будет государственный оператор, который будет обеспечивать доставку грузов морским транспортом в двух бассейнах: по Северном морскому пути и в Тихоокеанском бассейне», – сообщил Гусейнов.
Чтобы северный завоз шел без сбоев, предлагается утвердить перечень опорной транспортно-логистической инфраструктуры, охватывающей все способы доставки – по морю, по суше и по воздуху. Минвостокразвития предлагает разработать нормы финансирования и содержания этой инфраструктуры.
«Наличие развитой инфраструктуры позволило бы нам сократить практически в два раза время доставки и сделать его в несколько раз более прогнозируемым именно по срокам этой доставки», – считает Гусейнов.
Обсуждая законопроект на сессии ВЭФ, представители арктических регионов пришли к выводу, что он поможет решить ряд существующих проблем. Однако необходимо предусмотреть дополнительные меры финансовой поддержки и льготное кредитование, уделить внимание новым санкционным рискам, разграничению ответственности и полномочий между федерацией и регионами, а также учесть в законе региональную специфику логистики грузов. Так, глава Якутии Айсен Николаев считает, что в новом законе должны быть прописаны нормативы по содержанию зимников, которых на данный момент нет ни в одном нормативном акте. Между тем северный завоз в республике не был бы возможен, если бы власти в Якутии не занимались их состоянием.
Своя специфика завоза есть и на Чукотке: все грузы на полуостров завозятся только морским транспортом, причем в период с апреля по июнь, когда зимнее топливо не закупишь. Поэтому региону приходится закупать топливо по завышенным ценам, а потом без субсидий доставлять по морю. Поэтому власти Чукотки предложили распространить механизм субсидирования перевозок для северного завоза на морскую составляющую, а также обратить внимание на централизованные закупки зимнего топлива. Это позволило бы серьезно снизить закупочные цены
Инициативы из арктических регионов позволят доработать проект закона о северном завозе и сделать его действительно эффективным.
Читайте также Арктическая спецтехника: вездеходы и машины-амфибии Почему создание арктической техники требует лучшие технологий из доступных