Инвестиционный портал Арктической зоны России

Гидросамолеты в Арктике: героические пенсионеры освоения Заполярья

Есть ли будущее у летающих лодок?

21 августа 2024

Первый полярный полет был совершен 21 августа 1914 года летчиком Яном Нагурским на гидросамолете «Фарман МФ-11». Эта зверь-машина могла развивать до ста километров в час на абсолютно беспощадном 70-сильном моторе, поднимала до 300 килограмм и летала без дозаправки шесть часов. Ян Нагурский в компании матроса Евгения Кузнецова взлетел от берегов Новой Земли и преодолел 450 километров, став первым летчиком, покорившим просторы Северного Ледовитого океана.

1914._Nagorski_farman.jpg

С того дня и вплоть до окончания Второй мировой войны гидросамолеты были широко представлены в Арктике. Они имели ряд неоспоримых преимуществ, главным из которых являлось приземление на воду: во времена активного освоения Севера построить аэродром для обычного самолета всегда было проблемой. В целом, гидросамолетам первой трети XX века было проще сопровождать суда в экспедициях, проводить ледовую разведку и проводить эвакуацию полярников. К примеру, в 1927 году пароход «Колыма», пробивавшийся сквозь льды от Владивостока до устья реки Лены, сопровождало звено из двух гидросамолетов. Летчики добрались от мыса Северный на побережье Чукотки до острова Врангеля и успешно вернулись обратно к кораблю. Затем операция была повторена в районе Тикси: летчики добрались от устья реки Лена до Якутска. Всего в рамках экспедиции самолеты пролетели 7 300 км. Гидросамолеты активно использовали вплоть до 1940-х — летающие лодки Дорнье «Валь» отслужили более 20 лет на авиалиниях Чукотки.

ПолеÑ‚ на Врангеля.jpeg

Тем не менее, “золотой век” гидросамолетов в Арктике был еще короче: уже в 1930-е годы от них начали постепенно отказываться. Главное преимущество данного типа самолетов было и его сильнейшим недостатком. Арктические воды редко бывают спокойными и чистыми ото льдов, а в случае крушения команде и вовсе приходится нырять в холодную пучину с довольно низкими шансами на выживание. Гидросамолет, пытающийся приводниться в шторм или сильный ветер, рискует быть разбит волнами или унесен в море. Впрочем, в экстренных ситуациях СССР раз за разом возвращался к проверенным решениям. Так, совсем недавно, в 2011 году на Новой Земле были обнаружены остатки гидроплана «Каталина». Его в 1942 году уничтожила немецкая подводная лодка U-601. Подобные гидросамолеты могли нести на себе 7 тонн груза и преодолевать расстояние в 4 000 км за один рейс. Их активно использовали для патрулирования Северного морского пути, разведки и снабжения. Есть даже легенда, что на «Каталине» Новую Землю посещал американский посол.

После Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства, арктические просторы было решено покрыть сетью стационарных аэродромов, а недоступные регионы осваивать с помощью вертолетов. Сегодня эту концепцию пытаются дополнить беспилотниками, но в целом идея остается та же самая.

Впрочем, идея эксплуатировать многочисленные реки и речушки Севера, а также акваторию СМП до сих пор будоражит инженерную мысль. Так в СССР, а затем и России появились различные модели экранопланов — низколетящих универсальных воздушных судов, способных одинаково легко преодолевать водные преграды и мчаться над тундрой. Одним из наиболее интересных судов советской эпохи стал экраноплан «Лунь», который должен был нести боевое дежурство в Арктике. Это судно весом 243 тонны, размахом крыла 44 м и длиной в 73,8 метра развивало скорость в 550 км/ч и имело приличную мореходность — экраноплан мог садиться на воду и взлетать с трехметровых волн. Высокая грузоподъемность и скорость должны были обеспечить ему доминирование над кораблями противника, но проект так и не пошел в серию.

Пресс-служба компании ТРЭК ÑÐºÑ€Ð°Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ð°Ð½ Иволга.jpg

Впрочем, уже в современности разрабатывается идейный наследник «Луня», «Орлан». Он разрабатывается ЦКБ им. Алексеева специально для арктических условий. Что же до гражданских версий экранопланов, то они в разное время появлялись и исчезали с радаров отечественного авиастроения. Научно-производственное предприятие «ТРЭК» выпускает несколько моделей экранопланов «Иволга», которые способны перевозить от 14 до 17 человек на 1500 километров со скоростью 220 км/ч. Они могут летать как над водой, так и над снегом и льдом — высота полета составляет до 4 метров. С ноября 2011 года их тестирует Управление ФСБ по Республике Карелия, но сам экраноплан был создан для мирных целей. Там же, в Петрозаводске, судостроительное предприятие «Авангард» начало производство и тестирование нового экспериментального экраноплана «Орион-25», который сможет летать со скоростью 500 км/ч на расстояние 3 600 км. Время прохождение этого маршрута у перспективной разработки должно составить примерно 11 часов. По словам главы региона, новый экраноплан принесет пользу пограничникам, сотрудникам МЧС, а также при доставке вахтовиков в труднодоступные места. В целом, функционал примерно тот же, что и у гидросамолета в начале прошлого века, разве что немного поменялась скорость и высота полета.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ