Будущее Арктики: итоги сессии «Новое освоение Арктики»
Предсказание заполярного развития
9 ноября 2024Будущее России неразрывно связано с развитием Арктики — сегодня всего 1,6% населения России, живущего в Заполярье, производят 12% ВВП страны и формируют 25% экспорта. Об этом на сессии «Новое развитие Арктики» международного форума «Создавая будущее» заявил профессор кафедры теории международных отношений СПБГУ Александр Сергунин. По его словам в развитии Арктики Россия перешла от пессимизма 90-х и оптимизма 2010-х к прагматичному и рациональному подходу, который обуславливает последовательное развитие необъятных полярных территорий.
В сессии приняли участие государственные деятели, представители полярных компаний и эксперты, которые в формате открытой дискуссии попытались сформировать образ будущего и путей, которые позволят его достичь. Основным фокусом внимания стало инфраструктурное развитие российского Заполярья и, прежде всего, Северный морской путь (СМП).
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что без развития главной транспортной артерии невозможно развитие Арктики и её экономики. Сегодня запланировано строительство 10 ледоколов, 116 новых судов ледового класса, 14 морских портов и терминалов, будет развиваться спасательная и железнодорожная инфраструктура. Общий объем инвестиций в арктические проекты до 2035 года составит 1,8 трлн рублей из которых 760 млн будут выделены из федерального бюджета.
«Реализуя план развития северных путей, мы, во-первых, связываем Восток и Запад России. А во-вторых, открываем новый, более короткий транспортный коридор между Европой и Азией», — подчеркнул глава ведомства.
»
Как отметил советник президента России, специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин, СМП сам по себе не является достаточным для полноценного развития арктической экономики. Основными «точками входа» являются Мурманск и Владивосток, до которых везти товары из уральских и сибирских регионов довольно дорого и сложно. Необходимо развитие меридиональных путей сообщения в виде железных дорог и особенно внутренних водных путей.
Этот опыт уже опробован компанией «Норильский никель». Первый вице-президент и руководитель блока по взаимодействию с органами власти компании Николай Уткин подчеркнул, что его предприятие в 2024 году перевозит 1,6 млн тонн грузов как раз по схеме «река-море». Сначала суда дочерней структуры компании, АО «Енисейское речное пароходство», доставляют продукцию компании до транспортного порта Дудинка, откуда собственные суда ледового класса везут грузы клиентам. В распоряжении транспортной компании находятся 622 судна, навигация осуществляется круглый год. В ближайших планах компании увеличить грузооборот по СМП до 3,8 млн в год. Также компания последовательно обновляет свое железнодорожное хозяйство, пока существующее в отрыве от «большой земли», в частности, идет замена подвижного состава на более современные модели.
Естественно, развитие СМП невозможно без новых кораблей. Как подчеркнул генеральный директор АО «ЦКМБ «Алмаз» Константин Голубев, сегодня перед конструкторами стоит задача строительства судов с высокой долей импортозамещения. Одним из примеров стал недавно спущенный на воду патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин», сегодня проходящий ходовые испытания. По словам руководителя компании необходимо наращивать кооперацию между отдельными конструкторскими бюро для решения сложных задач по проектированию судов будущего. Основой для консолидации усилий инженеров должны стать отечественные цифровые платформы, способные собрать лучшие умы и практики воедино.

Кстати, идея консолидации усилий витает в воздухе. Глава Минвостокразвития рассказал о создании реестра лучших решений арктических регионов, которые собрало ведомство за последние годы. В него входят 250 наиболее эффективных технологий, направленных на создание комфортных условий для жизни в Арктике. Это теплые остановки, системы контроля состояния вечной мерзлоты и устойчивости зданий, мобильная медицина, светящаяся дорожная разметка — все, что придумали в том или ином заполярном регионе предлагается масштабировать на всю арктическую зону.
Главная задача государства — сделать жизнь в Арктике комфортной и предсказуемой, что опечалит романтиков суровой природы, но позволит Северу развиваться и развивать экономику страны. Как отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис, уже сегодня видны первые результаты. Он подчеркнул, что в 2024 году в регион прибыло больше людей, чем уехало — последний раз такая динамика наблюдалась 35 лет назад, еще при Советском союзе. Сегодня Мурманск входит в топ-5 лучших городов, находящихся в зоне неблагоприятного климата, и является самым крупным заполярным населенным пунктом в мире.

Темпы развития российской Арктики привлекают и зарубежных партнеров. Как отметил профессор школы экономики и права Харбинского университета Гао Тянминь, Китай заинтересован в участии в полярных проектах. С 2013 года совместная российско-китайская комиссия занимается вопросами строительства судов и машин для Арктики, а также полярной экологией. Об этом заявил и доцент специального центра исследований национальной безопасности Университета Джавахарлала Неру Ласкманд Бехер. Вопросы изменения климата чрезвычайно волнуют Индию, почти 50% населения которой живет на прибрежной линии. Совместное участие в научной работе и развитие сотрудничества в Арктике кажется зарубежным коллегам весьма перспективной точкой роста.
Изображения: Shutterstock