Автоматика для Арктики: технологии без человека
Практическая цифровизация Заполярья
28 ноября 2023Промышленное освоение Арктики можно сравнить с пребыванием на иных планетах в произведениях научной фантастике середины прошлого века. С одной стороны, у человека есть высокие технологии, мощная промышленность и общее понимание среды, в которой ведется работа, а с другой — все равно остается необходимость идти на риск и проявлять мужество. Поломка грузовика, попадание в метель, съезд в кювет, пробитие колеса — и вот вы уже остались один на один с бескрайней тундрой, в обществе которой можно провести от нескольких часов до пары суток. Естественно, то, что хорошо для увлекательной истории, совершенно не подходит для обыденной жизни, и потому в Арктике полным ходом идут тесты автоматизированных устройств, призванных существенно снизить риски для людей.
Одним из наиболее амбициозных проектов стали беспилотные грузовики от «Газпрома», которые ездят по 140-километровой дороге между поселком Тазовский и Восточно-Мессояхским месторождением. КАМаЗы оснащены автономной навигационной спутниковой системой и большим количеством сенсоров, которые сканируют дорогу в радиусе 200 метров. Они могут распознавать статичные и движущиеся препятствия, принимать решения по предотвращению аварийных ситуаций и в целом могут быть названы в полном смысле self-driving car. Это решение пока показало себя более удачным, чем реализация идеи тяжелых беспилотников. Компания еще три года назад проводила испытания тяжелого летательного аппарата, который должен был перевозить около 150 кг грузов. Несмотря на успешные испытания, воздушная техника в Заполярье остается довольно нестабильным средством коммуникации — непредсказуемая погода вносит свои коррективы, плюс стоимость авиаперевозок все же существенно выше наземных. Куда более рационально оснастить системой автоматического управления колесный транспорт, существенно снизив риски для водителей. Кстати, программное обеспечение для грузовиков разрабатывали российские IT-специалисты, чья доля участия в проектах «Газпрома» в целом весьма велика.
Источник фото: Пресс-служба Газпром«Цифровые проекты составляют сегодня значительную часть технологического портфеля «Мессояханефтегаза». С помощью искусственного интеллекта мы проектируем и строим скважины, контролируем безопасность работы оборудования и вечной мерзлоты, внедряем системы цифровых двойников для добычи трудной нефти Заполярья», — рассказывает генеральный директор «Мессояханефтегаза» Алексей Кан.
»Осенью 2023 года, к примеру, на Восточно-Мессояхском месторождении была внедрена интеллектуальная система управления производственными объектами, задействованными в нефтедобыче. Она позволяет удаленно и централизованно управлять процессами на кустовых площадках. Последние представляют собой группу скважин и оборудования для выкачивания нефти, расположенных на одной компактной территории — с определенной долей допущения это можно назвать одной производственной единицей месторождения. Искусственный интеллект на основе многочисленных датчиков, данных с видеокамер и т.н. «цифрового зрения» отслеживает процессы эксплуатации оборудования, выявляя опасные условия и действия, которые могут привести к сбоям или авариям. Время реакции на опасную ситуацию составляет около 1 минуты.
Источник фото: Пресс-служба ГазпромВ итоге выигрывают все — компания получает снижение аварийности и повышение производительности, а сотрудники теперь больше изучают статистику на современных планшетах, чем ползают между труб с разводным ключом в зубах. Снижение рисков также устраивает обе стороны производственного процесса. Естественно, как и в случае с беспилотными грузовиками, «Газпром Нефть» готова поделиться своими разработками с другими компаниями за умеренную плату.
«Благодаря масштабированию этих решений нам удалось создать в Арктике целый кластер «умных» месторождений, которые уже сегодня демонстрируют высокую эффективность синергии человеческого и искусственного интеллекта», — отмечает директор дирекции по добыче «Газпром нефти» Сергей Доктор.
»Кстати, если говорить о «гражданском» секторе развития беспилотного грузового транспорта в Арктике, то за последнее время был предложен ряд идей о внедрении БПЛА в качестве средств доставки грузов на удаленные территории, автономных судов для ледовой разведки и множества других решений. «Росатом» тестирует морской летательный аппарат, чтобы следить за айсбергами и трещинами во льдах, арктический НОЦ построил пилотный проект автоматизированного судна для разведки в прибрежных зонах и реках, а Якутия готова заключить договор с «Ростехом» на создание системы БПЛА в рамках Северного завоза. Последние, кстати, взялись за эту тему всерьез и уже в скором времени готовы показать решение для одной из фундаментальных проблем, с помощью которой Арктика не дает летать дронам — инженеры почти довели до ума помехозащитное оборудование, позволяющее управлять аппаратами в сложных погодных условиях. Его показали летом нынешнего года на Международном военно-морском салоне.
Источник главного фото: Пресс-служба Газпром Читайте также Карбоновый полигон на Ямале: климатические технологии в действии Будущее исследований тундры