Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Арктика уходит от флотского мазута: что придет на смену тяжелому топливу

Перспектива озеленения заполярного судоходства

1 июля 2024

Арктика отказывается от флотского мазута — с 1 июля 2024 года вступает в силу решение Международной морской организации, запрещающее использовать данный вид топлива в заполярных водах. Новые правила будут вводить постепенно, в течение ближайших пяти лет. Запрет касается не всех судов — те, что имеют двойной корпус, предназначены для проведения поисково-спасательных операций или ликвидации разливов нефти, смогут «коптить небо» над Северным Ледовитым океаном и дальше. Россия поддержала международный запрет, так что теперь отечественному кораблестроению придется искать альтернативу привычному топливу под аплодисменты экологов.

Флотский мазут — это тяжелое остаточное топливо, которое имеет пониженную вязкость и температуру застывания, а также повышенную калорийность и зольность. Он представляет собой смесь мазута, гудрона, тяжелых газойлей и дизельных фракций первой и второй перегонки. Он обладает высокой эффективностью при использовании на крупных судовых энергетических установках, а еще флотский мазут дорогой. Согласно данным Международной морской организации, около 75% кораблей в Арктике «кормят» энергетические установки кораблей именно им. Кстати, флотский мазут еще довольно токсичен при сжигании на открытом пространстве и может быть опасен для человека и животных. Выбросы корабельных двигателей также не добавляют экосистеме Заполярья здоровья.

В России альтернативой тяжелому топливу должен стать сжиженный природный газ. По словам руководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгения Шварца, сегодня уже существуют первые проекты по строительству арктических судов на СПГ-топливе. В частности, «Норникель» начал разрабатывать программу производства подобных кораблей, но санкции вынудили компанию заморозить разработки. Сегодня, когда возникла объективная потребность, есть шанс на возобновление проекта. Также у «Совкомфлота» есть ряд крупнотоннажных танкеров, работающих на СПГ. Производство подобных кораблей находится на верфи «Звезда». Кстати, необходимость перехода на газ зафиксирована в стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года в соответствии с указом Президента РФ.

Использование СПГ позволит полностью исключить выбросы окислов серы и твердых частиц, сократить на 90% выбросы окислов азота и на 30% уменьшить выбросы СО2. Двукомпонентные двигатели (газ и жидкое топливо), которые на данный момент являются главной альтернативой обычным дизелям, обладают схожими с предшественниками массогабаритными характеристиками, так что замена энергетических установок на имеющемся плавсоставе не потребует существенного вмешательства в конструкцию судна. Правда, экологичные СПГ-двигатели несколько уступают в мощности дизельным собратьям, но эту проблему инженеры обещают решить. Также специалистам предстоит решить задачу по внедрению криогенных емкостей для хранения топлива. Они занимают существенно большие объемы, чем бочки и баки с мазутом, а также требуют дополнительное оборудование. Хранение газа под давлением без сжижения было признано неэффективным — емкости занимают еще больше места, чем СПГ-хранилище.

Проблема доступности топлива, впрочем, уже не стоит так остро. Динамичное развитие российских СПГ-проектов (Ямал-СПГ, Арктик-СПГ 2, Балтийский СПГ и другие) создает вполне прочную базу для обеспечения имеющихся и новых судов топливом в полном объеме. Сама же экологическая инициатива породит устойчивый рынок сбыта, что способствует развитию АЗРФ. Кстати, выиграют и населенные пункты по всей длине СМП — в них должны будут построить бункеровочные центры для дозаправки газоходов, что обеспечит приток инвестиций и новые рабочие места.

Сегодня Россия активно развивает СПГ-судоходство, удерживаясь в общемировом тренде. Так, по данным руководителя программы по экологической ответственности бизнеса Всемирного фонда природы Алексея Книжникова, доля транзитных судовых перевозок на СПГ по Северному морскому пути в 2019 году составила 43% от общего количества. Таких показателей на тот период не достигла ни одна страна в мире.  

Читайте также Урановое топливо для ледокола: заправка раз в десять лет Живая вода внутри ядерного сердца

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ