«Арктика» и «Сибирь»: как показали себя новые ледоколы в зиму 2021-2022 годов
Первые два судна проекта 22220 уже доказали: ледокольный флот России получил достойное пополнение
16 марта 2022Атомные ледоколы проекта 22220 – самые большие и мощные ледокольные суда в мире. Они строятся, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Ввод в эксплуатацию всех ледоколов проекта позволит увеличить объем грузоперевозок по арктическому транспортному коридору почти в пять раз. Два первых атомохода – головной ледокол «Арктика» и первый серийный ледокол «Сибирь» – уже подтвердили свою эффективность и универсальность. Зимой 2021-2022 года они смогли справиться и с мощными арктическими льдами, и с тяжелейшими погодными условиями, и со сложной работой на мелководье.
В начале осени 2021 года из-за глобального кризиса логистики доставку грузов пришлось переориентировать с морских путей на сухопутные – с Суэцкого канала на Транссиб. В результате в портах Владивостока скопились тысячи контейнеров, которые были отправлены с задержкой. Эти грузы очень ждали в дальневосточных регионах – на Чукотке, Камчатке и Сахалине, в Магаданской области.
В январе ледокол «Арктика» помог справиться с назревшей проблемой. Головной ледокол «Атомфлота» успешно провел на Чукотку три теплохода – «Юрий Аршеневский», «Инженер Трубин» и «Полар Кинг». Эти сухогрузы доставили на полуостров 14 тыс. тонн стройматериалов, продовольствия для жителей Чукотки и генеральный груз для компаний, реализующих в регионе инвестиционные проекты. Один из них – масштабный проект по освоению Баимской рудной зоны на территории опережающего развития «Чукотка». Его реализация увеличит грузопоток по Севморпути на 2 млн тонн.
Фото с сайта: rosatomflot.ruПуть на Чукотку стал для «Арктики» самым дальним в восточном направлении. Однако впереди был еще более долгий путь. Всего через месяц, в феврале 2022 года ледокол впервые в истории арктической навигации в это время года провел караван судов с Чукотки в направлении порта Архангельск. Атомоход проложил путь судам ледового класса Arc5 – теплоходам «Инженер Трубин», «Полар Кинг» и атомному контейнеровозу «Севморпуть».
Раньше считалось, что навигация в самый разгар зимы невозможна – слишком тяжелые погодные условия. Но «Арктика» сумела справиться с суровым нравом региона, в честь которого получила свое название. Реакторная установка РИТМ-200 с интегрированной компоновкой парогенерирующего блока доказала свою эффективность.
«Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что в это время года под проводкой атомного ледокола суда ледового класса Arc5 могут преодолеть всю акваторию Северного морского пути», – прокомментировал ТАСС первые итоги работы «Арктики» Леонид Ирлица, первый заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот».
24 декабря 2021 года Балтийский завод в Санкт-Петербурге торжественно передал «Атомфлоту» атомный ледокол «Сибирь», первое серийное судно проекта 22220. 25 января в Мурманске над новым атомоходом подняли флаг России. А уже 28 января «Сибирь» взяла в Баренцевом море под проводку теплоходы «Турухан» и «Терский берег», следовавшие в порт Дудинка. Оставив «Турухан» у входа в Енисейский залив, ледокол провел «Терский берег» в устье реки Енисей. Свой первый рейс с момента ввода в эксплуатацию «Сибирь» завершила 1 февраля.
Фото с сайта: rosatomflot.ru«Впервые атомный ледокол проекта 22220 зашел в Енисейский залив и отработал в реке на малых глубинах, – резюмировал Леонид Ирлица. – Судно подтвердило способность одинаково эффективно действовать на открытых морских участках и на мелководье. В Енисейском заливе толщина льда доходила до полутора метров, что не помешало атомному ледоколу обеспечить коммерческую скорость проводки».