Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Арктическая устойчивость

Фонд развития гражданского общества оценил результаты развития Заполярья в 2022 году

18 января 2023

В середине января 2023 года Фонда развития гражданского общества опубликовал рейтинг социально-экономической устойчивости регионов Российской Федерации, выделив 35 самых успешных регионов. В списке оказались все арктические регионы страны, причем первые три места заняли исключительно заполярные субъекты.

Позиция лидера

Таблицу лидеров возглавил Ямало-Ненецкий автономный округ, за ним с небольшим отрывом следует Ненецкий автономный округ, а замыкает рейтинг Чукотский автономный округ. Республика Саха (Якутия) оказалась на 7-ом месте, Мурманская область – на 9-ом, Республика Коми взяла 10-е место, а Красноярский край – 11-е. В конце списка заняли место арктические регионы европейской части России – Архангельская область встала на 30-е место, а Республика Карелия на 35-м. Быть последним в этом списке — не поражение, ведь всего в составе Российской Федерации состоит 89 регионов, поэтому конкуренция высока. В третьем квартале 2022 года Москва заняла всего лишь 5-е место, разделив его с Ханты-Мансийским автономным округом, а Санкт-Петербург – 8-е.

Рейтинг Фонда развития гражданского общества составляется на основе трёх показателей — отношения сумм регионального продукта по региону на конец квартала к общей численности населения региона, среднемесячной зарплаты и отношения среднемесячной зарплаты к стоимости фиксированного набора товаров и услуг.

Арктические регионы в рейтинге традиционно присутствовали за счет сравнительно низкой плотности населения и высоких зарплат. «Северные» надбавки для бюджетников вкупе с более высокой оплатой труда в нефтегазовом секторе, составляющем существенную долю экономики Заполярья, обеспечивали регионам положительную статистику. Однако в Арктике традиционно выше и цены на потребительские товары и услуги — сказываются сложная логистика и суровый климат, требующие экстраординарных расходов на отопление, технику и износ оборудования.

О росте цен говорят и сами авторы рейтинга. По их словам, за первые девять месяцев 2022 года Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, что выразилось в росте стоимости товаров и услуг практически на всех уровнях. Тем не менее, арктические регионы, по которым эта динамика должна была ударить очень сильно, в основном либо сохранили свои позиции (как ЯНАО, НАО, Мурманская область), либо улучшили рейтинг (Чукотский автономный округ, Якутия, республика Коми и Красноярский край). Свои позиции утратили только два региона из девяти — Архангельская область сместилась с 24-го на 30-е место и республика Карелия переместилась с 24-го на 35-е место.

Статистика роста

По словам главы «Политической экспертной группы» Константина Калачева, давшего комментарий «Известиям», причина успеха арктических регионов кроется в сочетании толкового управления с богатством ресурсов и возможностей. «Это и наличие полезных ископаемых, и соответствующая логистика, и трудовые ресурсы. Всем этим как раз обладают северные регионы России», — отметил эксперт. При этом он указал, что в результате санкционного давления многие виды бизнеса потеряли актуальность, и потому многие регионы столкнулись со снижением темпов экономического роста. Между тем, именно в арктических регионах продолжают реализовывать масштабные проекты на «долгую» перспективу.

На территории субъектов АЗРФ реализуются масштабные проекты по созданию комплексной транспортной и социальной инфраструктуры. Так, в 2022 году был принят в эксплуатацию новый атомный ледокол проекта 2220 «Урал», а второй корабль проекта, «Якутия», спустили на воду. По завершению испытаний, он начнет работу в 2024 году. По состоянию на 15 декабря 2022 года объем перевозок грузов по акватории Северного морского пути достиг целевого показателя в 32 млн тонн. Целью федерального проекта «Развитие Северного морского пути» является достижение объема перевозок в размере 80 млн тонн к 2024 году и до 150 млн тонн к 2030 году. Проводится активная работа по модернизации существующих портов на всей протяженности СМП, а также строятся новые – например, порт «Индига» должен начать работу в 2025 году. Все это должно поддержать экономику арктических регионов.

Существенную долю перевозок обеспечивают и крупные предприятия по добыче полезных ископаемых. Это в том числе проект «Ямал-СПГ», разработка Сырадасайского месторождения каменного угля, разработка новых нефтяных скважин компанией «Восток Ойл», подготовка к началу разработки литиевого месторождения Колмозерское, а также другие проекты.

Всего в АЗРФ работает 552 резидента с общим заявленным объемом инвестиций в размере 821,297 млрд рублей. Новая компания получает нулевой налог на прибыль в течение 10 лет, субсидирование 75% страховых взносов и 0,5 от действующей ставки НДПИ в отношении твердых полезных ископаемых. Также резиденты платят налог на землю и имущество по льготной ставке, работают по упрощенной схеме налогообложения. Снижение налоговых ставок и административные преференции позволили за минувшие годы существенно расширить экономические возможности арктических регионов, что выразилось в создании новых рабочих мест, расширении уже существующих компаний и появлении новых проектов.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ