Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Александр Козлов: «Арктическая стратегия учтет особенности каждого приполярного региона страны»

Интервью с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики

13 ноября 2019

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Александрович Козлов рассказывает об основах государственной политики в Арктической зоне и главных документах, которые в скором будущем будут определять стратегию развития территории до 2035 года.

4 базовых документа

– На каком этапе находится разработка Стратегии развития Арктики до 2035 года, в какие сроки планируется принять документ?

Для начала хочу отметить, что полномочия по выработке реализации государственной политики по развитию Арктической зоны Минвостокразвитию перешли 26 февраля 2019 г. Вместе с этим глава государства поставил задачу о разработке новой арктической стратегии России на период до 2035 года. И это не один документ, а четыре, которые необходимо рассматривать вместе.

Арктическая стратегия России на период до 2035 года:

• Федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике.

• Основы государственной политики РФ в Арктике до 2035 года.

• Стратегия развития Арктической зоны на период до 2035 года.

• Основы государственной политики в Арктике.

Во-первых, это федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике, в котором впервые будет закреплено понятие Арктической зоны Российской Федерации и особой системы управления развития этой зоны. Он уже внесен в Правительство РФ, и мы рассчитываем, что до конца года он поступит на рассмотрение в Госдуму России.

Второй документ – это Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года, в котором будут зафиксированы национальные интересы страны в этом регионе, ключевые цели этой политики, основные направления и задачи.

Работа над ним сейчас уже завершается. Документ в целом поддержан и федеральными коллегами, и регионами, и экспертами, в том числе сенаторами, депутатами Госдумы. В Правительство РФ мы его внесем в ноябре этого года и рассчитываем, что в декабре документ будет внесен на утверждение президенту страны.

Читайте также Новые проекты в Арктике получат льготы Пакет законопроектов о льготах для новых проектов в Арктической зоне одобрен на уровне правительства РФ

Третий документ – это стратегия, собственно развитие Арктической зоны на период до 2035 года, которая уже будет содержать в себе конкретные механизмы реализации национальных интересов России в этом регионе. Она идет в развитие Основ государственной политики, это два взаимосвязанных документа. Мы планируем редакцию стратегии подготовить к 1 декабря одновременно с новой редакцией госпрограммы социально-экономического развития Арктической зоны. Это четвертый документ и, по сути, первый этап этой большой стратегии.

Пакет документов затрагивает, естественно, все регионы, которые входят в состав Арктической зоны России. Это четыре региона полностью: Мурманская область, Чукотка, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ. И еще ряд муниципалитетов пяти субъектов: отдельные территории Архангельской области, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Республики Карелия, Республики Коми.

– Ожидается, что Стратегия учтет пожелания и идеи общественности. Сколько предложений получило министерство, как они изменили первоначальное видение развития Арктики?

Документ определит будущее 2,5 млн человек, 9 регионов на 15 лет вперед. Поэтому невозможно подготовить его из Москвы. И мы не имеем на это права.

Сегодня проходит широкое общественное обсуждение предложений в Стратегию в двух форматах. Есть сайт, на котором собираются предложения, – www.arctic2035.ru. На данный момент там собрано 469 идей. Параллельно в каждом регионе идут очные общественные обсуждения. В них участвуют представители бизнеса, науки, вузов, руководители муниципалитетов региона, все высказывают свои предложения. На данный момент обсуждения прошли во всех регионах, кроме Чукотки – здесь тоже скоро стартуют.

Предложения по Стратегии развития Арктики до 2035 года www.arctic2035.ru

Конечно, эти дискуссии изменили наше первоначальное видение. Только на местах видны все проблемы, особенно что связаны с коренными малочисленными народами. Это же ведь только на местах все ощущается и воспринимается правильно.

Национальные цели

– Какие задачи планируется решить за 15 лет?

Для того, чтобы сформулировать четкие цели, необходимо понять, каковы отправные точки. Что мы имеем?

Арктика дает очень большой вклад в экономическое развитие всей страны: там добывается 83 % всего российского газа и 17 % всей российской нефти. На Арктику приходится почти 10 % всех инвестиций в экономику России – всех вместе, отечественных и иностранных.

Здесь начинает активно развиваться судоходство, а вместе с ним и портовая инфраструктура. Я имею в виду Северный морской путь. Смотрите: в 2018 году его грузооборот составил более 20 млн т, это в два раза выше, чем годом ранее. А в текущем году уже ожидается почти 30 млн т.

На Арктику приходится почти 10 % всех инвестиций в экономику россии – и отечественных и иностранных

При всем при этом в Арктике очень низкое качество жизни на большинстве территорий. Здесь ниже продолжительность жизни, выше смертность трудоспособного населения, выше уровень безработицы, бедности. Здесь высокая изношенность социальной инфраструктуры: школ, больниц.

Почти отсутствует спортивная и культурная: нет современных спортивных комплексов, разрушены сельские клубы. Повторюсь, не везде так, но это факт. Плотность транспортной инфраструктуры в 10 раз меньше среднероссийской.

И вот мы имеем дело с таким колоссальным разрывом: с одной стороны, огромный вклад в экономику, с другой – удручающее состояние социальной сферы, которое формирует качество жизни людей. Наша главная задача в этот 15-летний период – этот разрыв ликвидировать.

– Его реально преодолеть?

Население Российской Арктики – 2,5 млн человек, и при этом 90 % населения живет в городах. Поэтому и приводить в порядок нужно в первую очередь города, чтобы там формировалась комфортная среда для жизни людей. Привести в порядок медицину, образование, коммунальные сети, общественный транспорт.

Принципиальная задача – обеспечить доступность медицины и образования во всех населенных пунктах, не только в городах. Чтобы люди даже в самых маленьких поселениях могли вовремя обратиться к врачу. Дети должны иметь возможность получать качественное образование. Для этого надо многое пересматривать в существующих стандартах профильных министерств, надо привлекать специалистов – врачей, учителей – на эти территории, создавать для них стимулы работать здесь.

Ключевые цели:

• Доступность медицинских и образовательных услуг.

• Круглогодичная транспортная доступность.

• Бесперебойная связь (широкополосный доступ в интернет).

Вторая важнейшая задача – обеспечить круглогодичную транспортную доступность всех населенных пунктов. Это не значит, что нам нужно дороги построить к каждому населенному пункту. Это невозможно, учитывая плотность этих населенных пунктов. Но обеспечить посадочные площадки в каждом пункте и работу авиации, которая будет по доступным для людей ценам осуществлять перевозки, – вполне реально сделать за 15 лет.

И третья задача – обеспечить связь, широкополосный доступ в интернет во всех населенных пунктах Арктики. Сейчас качество интернета во многих арктических регионах не выдерживает никакой критики, а где-то его и вовсе нет. Это выход в мир. Необходимо снять это серьезное ограничение, оно сейчас очень довлеет над людьми.

Как вы понимаете, это верхнеуровневые задачи, которые мы, что называется, «расшиваем» в нашем пакете из четырех арктических документов на этапы, задачи, мероприятия.

– Теперь главный вопрос – как это сделать?

Здесь не обойтись без развития экономики. Необходимо увеличивать вклад Арктики в экономическое развитие страны. Нужно создавать рабочие места, потому что качество жизни – это в первую очередь доходы людей. Да, сегодня зарплата в Арктике в 1,6 раза выше, чем в среднем по России. Но и стоимость жизни там выше, не сравнить со средней полосой. Так вот, наша задача – создавать такие рабочие места, где реальная заработная плата как минимум в два раза выше.

Именно Арктика в ближайшие 15 лет может сделать из России одного из крупнейших игроков на рынке сжиженного природного газа.

Для этого необходимо способствовать тому, чтобы вводились новые месторождения. Мы вместе с Минэнерго РФ посчитали: можно добиться того, чтобы вклад Арктики в экономику страны возрос и с точки зрения объемов газа, и с точки зрения объемов нефти.

Именно Арктика в ближайшие 15 лет может сделать из России одного из крупнейших игроков на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Есть разные оценки экспертов, сколько может производить регион, но минимальная планка – 90 млн т в год, средняя планка – 120 млн т в год к 2035 г. Это очень большой вклад. (Единственный крупный проект в Арктике – «Ямал СПГ» -НОВАТЭК дает 16,5 млн т в год, сейчас компания строит второй завод – «Арктик СПГ-2». – Прим. редакции.)

Также надо понимать, что весь этот СПГ будет перевозиться по СМП, а есть еще нефть и уголь – и это все только наши внутренние грузы. Таким образом Севморпуть может выйти на цифру 150–160 млн т, а это совершенно другой уровень развития инфраструктуры, совершенно другой запрос на суда, технологии. Опять же, это новые рабочие места.

Вот этим измеряется возможный вклад Арктики в развитие страны в течение 15 лет. И это же будет являться основным источником, за счет которого мы будем подтягивать социальную сферу. Новые производства – это налоги в бюджеты различных уровней, на эти деньги строятся школы, детские сады, дороги. Это то, за счет чего реально ликвидировать разрыв между качеством жизни в Арктике и центральных регионах России.

Арктические регионы: население и бизнес

– Арктика – это девять регионов России. Какие территории требуют наибольшего внимания федеральных властей?

Выделять какие-то регионы – неправильно. Все требуют особого внимания. Другое дело, что территории очень разные. Трудно, например, сравнивать Мурманск и Чукотку по уровню развития или Ямал и север Красноярского края.

В рамках арктической стратегии каждому региону мы учтем особенности каждого приполярного региона. По факту для каждого будет свой раздел, в котором будут перечислены приоритеты, крупнейшие проекты, механизмы, которые позволят добиться поставленных целей.

– Развитие Арктики – это в том числе реализация масштабных проектов по добыче полезных ископаемых и их доставке российским и зарубежным потребителям. Что это за проекты, какие компании их реализуют?

У всех на слуху проекты, которые реализует компания «НОВАТЭК» – флагман отечественной отрасли по производству сжиженного природного газа. Кстати сказать, крупнейшая стройка страны сегодня идет как раз в Арктике: проект «Арктик СПГ-2» – это порядка 1,5 трлн рублей.

В Федеральном законе об особом экономическом режиме в Арктике предусмотрен ряд преференций: налоговые льготы, административная поддержка, защита от избыточного контроля и надзора

Но таких проектов в Арктике пока очень мало. Обсуждаются угольные, портовые, проекты развития новой нефтяной провинции на севере Красноярского края. Но пока это все слова. Сегодня открывать производство в Арктике экономически не привлекательно – слишком высокие затраты, и это, в первую очередь, логистика. Довольно высоки природно-климатические риски. Поэтому компании пока не стремятся в Арктику.

Федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике, о котором мы говорили раньше, как раз направлен на то, чтобы снизить издержки при реализации проектов в Арктике и вместе с ними риски. Там предусмотрен целый ряд налоговых преференций для разных проектов – на шельфе, на суше, для проектов, связанных с глубокой переработкой нефти и газа, с добычей твердых полезных ископаемых. Учитываются в проекте законы и проекты, не связанные с добычей полезных ископаемых, касающиеся малого и среднего бизнеса.

Мы учли в законе все потребности бизнеса – и налоговые льготы, и административную поддержку, и защиту от избыточного контроля и надзора. Поэтому мы ожидаем, что с принятием этого законопроекта ситуация изменится и хороших проектов в Арктике станет больше, бизнес пойдет на эти территории, как это произошло на Дальнем Востоке.

Читайте также Разработка российской стратегии развития Арктики будет завершена в 2020 году Разработка стратегии развития Арктики до 2035 года будет завершена в 2020 году

Яркий пример – порт Индига, который сегодня инвестор хочет строить в Ненецком округе. В случае если он будет реализован, он станет одним из очень крупных портов на севере. Но там компания просит предоставить льготы – комплекс будет большой, дорогой, один налог на имущество будет тянуть проект вниз.

И безусловно, мы будем использовать дальневосточный опыт поддержки инфраструктурных проектов, который помог нам запустить проекты, речь о перспективности которых шла с 1950-х годов. Здесь я имею в виду прежде всего разработку Наталкинского золоторудного месторождения в Магаданской области – крупнейший проект этого региона.

Мы готовим сейчас проект постановления об инфраструктурной поддержке инвесторов в Арктике. Готовы поддерживать тех, кто будет строить дороги и линии электропередачи.

– Как смена подхода к развитию Арктики и приход крупного бизнеса изменят жизнь людей, которые живут на этой территории? Изменится ли уклад жизни коренного населения?

Мы с вами уже говорили о связи прихода крупных инвесторов и социальном развитии территории. Новые производства – это новая работа, налоги, на которые строятся дороги, благоустраиваются города и поселки, поддерживаются творческие коллективы.

В рамках стратегии развития Арктики мы предусматриваем целый комплекс мер, связанный с поддержкой коренных малочисленных народов, с сохранением и защитой исконной среды их обитания. Мы, как министерство, в первую очередь будем поддерживать именно экономическую деятельность малых народов, которые тоже готовы инвестировать, вкладывать, например, в развитие экологического туризма, производство сувенирной продукции.

В рамках стратегии развития Арктики мы предусматриваем целый комплекс мер, связанный с поддержкой коренных малочисленных народов, с сохранением и защитой исконной среды их обитания.

Вместе с тем очевидно, что коренные народы вправе участвовать в принятии решений об экономической деятельности на их территории. Есть хороший опыт в Якутии, которая приняла закон об этнологической экспертизе, которая как раз должна решать задачи, связанные с тем, насколько экономическая деятельность крупных компаний влияет на места традиционного проживания.

Это хорошая практика. Она, конечно, ни в коем случае не должна вести к затягиванию реализации экономических проектов, но такой институт надо развивать.

Экопроекты

– Природа Арктики хрупка и уязвима. Как планируется защитить Арктику от антропогенного воздействия? Какие экологические программы предусмотрены в Стратегии?

От состояния Арктики во многом зависит экологическое здоровье планеты. Это постоянно должно быть во внимании. В новой госпрограмме мы предусматриваем отдельный раздел, связанный с сохранением экосистем в Арктике. Речь идет о развитии той сети особо охраняемых природных территорий, которые были созданы в последние годы, включая наш крупнейший национальный парк «Русская Арктика». Мы предлагаем ввести систему мониторинга охраны окружающей среды, отвечающую современным запросам.

В новой госпрограмме предусмотрен раздел, связанный с сохранением экосистем в Арктике. Речь идет о развитии сети арктических ООПТ.

Хочу отметить, что это продолжение той большой программы, она называется «Генеральная уборка Арктики», которую реализует наша страна с 2012 года. Это ликвидация накопленного за десятилетия экологического ущерба – сейчас уже утилизировано более 80 тыс. т мусора.

Международная повестка

– Как развитие Российской Арктики увязано с развитием арктической территории в странах Европы и Америки? Российский проект локален или он отражает глобальный подход к освоению этой территории?

Необходимо понимать, что Арктика – это глобальный регион. И то, что происходит в Арктической зоне России, безусловно, влияет в целом и на США, Канаду, страны Северной Европы. Поэтому никак не может наш проект быть локальным. У нас самая большая арктическая территория, и, конечно, на России большая ответственность.

Сегодня базовый международный институт в Арктике – это Арктический совет, в рамках которого приполярные государства договариваются о сотрудничестве, о совместных проектах, вместе обсуждают проблемы.

Это эффективный формат, но, на мой взгляд, ему не хватает совместной экономической программы. И так как Россия будет председательствовать в Арктическом совете в 2021–2023 годах, мы будем формировать социально-экономическую повестку. Это то, что касается качества жизни, реализации совместных инвестиционных проектов. Начало уже есть – российский «Мегафон» и финская компания Cinia подписали в июне соглашение о прокладке подводной трансарктической телефонной линии, которая соединит Европу и Японию. Об этом проекте говорили не один год, и вот сейчас он начал реализовываться. Вот такие проекты нужны Арктике, и мы, безусловно, будем ему помогать.

Взгляд за горизонт

– Какой вы видите Арктику в будущем? Какое место она занимает в долгосрочной перспективе развития России и с учетом экологичности как основного мирового тренда?

Хочу подчеркнуть, цель Стратегии состоит и в том, чтобы сохранить Арктику как территорию мира, диалога, сберечь уникальную природу этого региона. И мы будем участвовать во всех существующих форматах, в которых обсуждается арктическая проблематика. Министерство вошло во все эти органы, будет там активно работать и развивать сотрудничество.

Наше видение будущего Арктики также заложено в Стратегию. Это те задачи, о которых мы с вами говорили, – развитие экономики и повышение качества жизни. Конкретно: шаг за шагом, с каждой новой школой, поликлиникой, производством, которые нужно построить и открыть, люди должны почувствовать реальные изменения, увидеть, что продукты теперь можно завезти не только в летнюю навигацию, что их дети могут получить востребованную профессию – настолько высок в их регионах уровень образования.

В завершение хочу сказать вот о чем: появление новых крупных производств в Арктике должно идти рука об руку с развитием отечественных технологий. В приполярных территориях трудно строить – нужны новые подходы, нужна особая одежда, приборы, особые технологии для выращивания тех овощей в теплицах. Вот здесь Арктика может сыграть огромную роль для всей страны – стать кузницей современных технологий. И это мы тоже обязательно пропишем в Стратегии. Через 15 лет необходимо добиться именно такого положения дел.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
5 августа 2020 Блок мероприятий программы председательства России в Арктическом совете посвятят коренным малочисленным народам

Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством иностранных дел РФ готовит программу председательства России в Арктическом совете, отдельный блок которой планируется посвятить вопросам коренных малочисленных народов.

Инфраструктура
5 августа 2020 Минвостокразвития готовит план адаптации к изменениям климата в Арктике

Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики разрабатывает план адаптации к климатическим изменениям в Арктической зоне России, учитывая в том числе ущерб традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Экономика
22 июля 2020 Минвостокразвития обсудило с регионами подготовку к запуску пакета законов о системе преференций в Арктике

Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики приступило к проведению серии консультаций властей арктических территорий и бизнеса для подготовки к вступлению в действие пакета федеральных законов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне России.

Инвестиции

Туризм

ПОДРОБНЕЕ