Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Александр Козлов: «Арктическая стратегия учтет особенности каждого приполярного региона страны»

Интервью с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики

13 ноября 2019

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Александрович Козлов рассказывает об основах государственной политики в Арктической зоне и главных документах, которые в скором будущем будут определять стратегию развития территории до 2035 года.

4 базовых документа

– На каком этапе находится разработка Стратегии развития Арктики до 2035 года, в какие сроки планируется принять документ?

Для начала хочу отметить, что полномочия по выработке реализации государственной политики по развитию Арктической зоны Минвостокразвитию перешли 26 февраля 2019 г. Вместе с этим глава государства поставил задачу о разработке новой арктической стратегии России на период до 2035 года. И это не один документ, а четыре, которые необходимо рассматривать вместе.

Арктическая стратегия России на период до 2035 года:

• Федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике.

• Основы государственной политики РФ в Арктике до 2035 года.

• Стратегия развития Арктической зоны на период до 2035 года.

• Основы государственной политики в Арктике.

Во-первых, это федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике, в котором впервые будет закреплено понятие Арктической зоны Российской Федерации и особой системы управления развития этой зоны. Он уже внесен в Правительство РФ, и мы рассчитываем, что до конца года он поступит на рассмотрение в Госдуму России.

Второй документ – это Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года, в котором будут зафиксированы национальные интересы страны в этом регионе, ключевые цели этой политики, основные направления и задачи.

Работа над ним сейчас уже завершается. Документ в целом поддержан и федеральными коллегами, и регионами, и экспертами, в том числе сенаторами, депутатами Госдумы. В Правительство РФ мы его внесем в ноябре этого года и рассчитываем, что в декабре документ будет внесен на утверждение президенту страны.

Читайте также Новые проекты в Арктике получат льготы Пакет законопроектов о льготах для новых проектов в Арктической зоне одобрен на уровне правительства РФ

Третий документ – это стратегия, собственно развитие Арктической зоны на период до 2035 года, которая уже будет содержать в себе конкретные механизмы реализации национальных интересов России в этом регионе. Она идет в развитие Основ государственной политики, это два взаимосвязанных документа. Мы планируем редакцию стратегии подготовить к 1 декабря одновременно с новой редакцией госпрограммы социально-экономического развития Арктической зоны. Это четвертый документ и, по сути, первый этап этой большой стратегии.

Пакет документов затрагивает, естественно, все регионы, которые входят в состав Арктической зоны России. Это четыре региона полностью: Мурманская область, Чукотка, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ. И еще ряд муниципалитетов пяти субъектов: отдельные территории Архангельской области, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Республики Карелия, Республики Коми.

– Ожидается, что Стратегия учтет пожелания и идеи общественности. Сколько предложений получило министерство, как они изменили первоначальное видение развития Арктики?

Документ определит будущее 2,5 млн человек, 9 регионов на 15 лет вперед. Поэтому невозможно подготовить его из Москвы. И мы не имеем на это права.

Сегодня проходит широкое общественное обсуждение предложений в Стратегию в двух форматах. Есть сайт, на котором собираются предложения, – www.arctic2035.ru. На данный момент там собрано 469 идей. Параллельно в каждом регионе идут очные общественные обсуждения. В них участвуют представители бизнеса, науки, вузов, руководители муниципалитетов региона, все высказывают свои предложения. На данный момент обсуждения прошли во всех регионах, кроме Чукотки – здесь тоже скоро стартуют.

Предложения по Стратегии развития Арктики до 2035 года www.arctic2035.ru

Конечно, эти дискуссии изменили наше первоначальное видение. Только на местах видны все проблемы, особенно что связаны с коренными малочисленными народами. Это же ведь только на местах все ощущается и воспринимается правильно.

Национальные цели

– Какие задачи планируется решить за 15 лет?

Для того, чтобы сформулировать четкие цели, необходимо понять, каковы отправные точки. Что мы имеем?

Арктика дает очень большой вклад в экономическое развитие всей страны: там добывается 83 % всего российского газа и 17 % всей российской нефти. На Арктику приходится почти 10 % всех инвестиций в экономику России – всех вместе, отечественных и иностранных.

Здесь начинает активно развиваться судоходство, а вместе с ним и портовая инфраструктура. Я имею в виду Северный морской путь. Смотрите: в 2018 году его грузооборот составил более 20 млн т, это в два раза выше, чем годом ранее. А в текущем году уже ожидается почти 30 млн т.

На Арктику приходится почти 10 % всех инвестиций в экономику россии – и отечественных и иностранных

При всем при этом в Арктике очень низкое качество жизни на большинстве территорий. Здесь ниже продолжительность жизни, выше смертность трудоспособного населения, выше уровень безработицы, бедности. Здесь высокая изношенность социальной инфраструктуры: школ, больниц.

Почти отсутствует спортивная и культурная: нет современных спортивных комплексов, разрушены сельские клубы. Повторюсь, не везде так, но это факт. Плотность транспортной инфраструктуры в 10 раз меньше среднероссийской.

И вот мы имеем дело с таким колоссальным разрывом: с одной стороны, огромный вклад в экономику, с другой – удручающее состояние социальной сферы, которое формирует качество жизни людей. Наша главная задача в этот 15-летний период – этот разрыв ликвидировать.

– Его реально преодолеть?

Население Российской Арктики – 2,5 млн человек, и при этом 90 % населения живет в городах. Поэтому и приводить в порядок нужно в первую очередь города, чтобы там формировалась комфортная среда для жизни людей. Привести в порядок медицину, образование, коммунальные сети, общественный транспорт.

Принципиальная задача – обеспечить доступность медицины и образования во всех населенных пунктах, не только в городах. Чтобы люди даже в самых маленьких поселениях могли вовремя обратиться к врачу. Дети должны иметь возможность получать качественное образование. Для этого надо многое пересматривать в существующих стандартах профильных министерств, надо привлекать специалистов – врачей, учителей – на эти территории, создавать для них стимулы работать здесь.

Ключевые цели:

• Доступность медицинских и образовательных услуг.

• Круглогодичная транспортная доступность.

• Бесперебойная связь (широкополосный доступ в интернет).

Вторая важнейшая задача – обеспечить круглогодичную транспортную доступность всех населенных пунктов. Это не значит, что нам нужно дороги построить к каждому населенному пункту. Это невозможно, учитывая плотность этих населенных пунктов. Но обеспечить посадочные площадки в каждом пункте и работу авиации, которая будет по доступным для людей ценам осуществлять перевозки, – вполне реально сделать за 15 лет.

И третья задача – обеспечить связь, широкополосный доступ в интернет во всех населенных пунктах Арктики. Сейчас качество интернета во многих арктических регионах не выдерживает никакой критики, а где-то его и вовсе нет. Это выход в мир. Необходимо снять это серьезное ограничение, оно сейчас очень довлеет над людьми.

Как вы понимаете, это верхнеуровневые задачи, которые мы, что называется, «расшиваем» в нашем пакете из четырех арктических документов на этапы, задачи, мероприятия.

– Теперь главный вопрос – как это сделать?

Здесь не обойтись без развития экономики. Необходимо увеличивать вклад Арктики в экономическое развитие страны. Нужно создавать рабочие места, потому что качество жизни – это в первую очередь доходы людей. Да, сегодня зарплата в Арктике в 1,6 раза выше, чем в среднем по России. Но и стоимость жизни там выше, не сравнить со средней полосой. Так вот, наша задача – создавать такие рабочие места, где реальная заработная плата как минимум в два раза выше.

Именно Арктика в ближайшие 15 лет может сделать из России одного из крупнейших игроков на рынке сжиженного природного газа.

Для этого необходимо способствовать тому, чтобы вводились новые месторождения. Мы вместе с Минэнерго РФ посчитали: можно добиться того, чтобы вклад Арктики в экономику страны возрос и с точки зрения объемов газа, и с точки зрения объемов нефти.

Именно Арктика в ближайшие 15 лет может сделать из России одного из крупнейших игроков на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Есть разные оценки экспертов, сколько может производить регион, но минимальная планка – 90 млн т в год, средняя планка – 120 млн т в год к 2035 г. Это очень большой вклад. (Единственный крупный проект в Арктике – «Ямал СПГ» -НОВАТЭК дает 16,5 млн т в год, сейчас компания строит второй завод – «Арктик СПГ-2». – Прим. редакции.)

Также надо понимать, что весь этот СПГ будет перевозиться по СМП, а есть еще нефть и уголь – и это все только наши внутренние грузы. Таким образом Севморпуть может выйти на цифру 150–160 млн т, а это совершенно другой уровень развития инфраструктуры, совершенно другой запрос на суда, технологии. Опять же, это новые рабочие места.

Вот этим измеряется возможный вклад Арктики в развитие страны в течение 15 лет. И это же будет являться основным источником, за счет которого мы будем подтягивать социальную сферу. Новые производства – это налоги в бюджеты различных уровней, на эти деньги строятся школы, детские сады, дороги. Это то, за счет чего реально ликвидировать разрыв между качеством жизни в Арктике и центральных регионах России.

Арктические регионы: население и бизнес

– Арктика – это девять регионов России. Какие территории требуют наибольшего внимания федеральных властей?

Выделять какие-то регионы – неправильно. Все требуют особого внимания. Другое дело, что территории очень разные. Трудно, например, сравнивать Мурманск и Чукотку по уровню развития или Ямал и север Красноярского края.

В рамках арктической стратегии каждому региону мы учтем особенности каждого приполярного региона. По факту для каждого будет свой раздел, в котором будут перечислены приоритеты, крупнейшие проекты, механизмы, которые позволят добиться поставленных целей.

– Развитие Арктики – это в том числе реализация масштабных проектов по добыче полезных ископаемых и их доставке российским и зарубежным потребителям. Что это за проекты, какие компании их реализуют?

У всех на слуху проекты, которые реализует компания «НОВАТЭК» – флагман отечественной отрасли по производству сжиженного природного газа. Кстати сказать, крупнейшая стройка страны сегодня идет как раз в Арктике: проект «Арктик СПГ-2» – это порядка 1,5 трлн рублей.

В Федеральном законе об особом экономическом режиме в Арктике предусмотрен ряд преференций: налоговые льготы, административная поддержка, защита от избыточного контроля и надзора

Но таких проектов в Арктике пока очень мало. Обсуждаются угольные, портовые, проекты развития новой нефтяной провинции на севере Красноярского края. Но пока это все слова. Сегодня открывать производство в Арктике экономически не привлекательно – слишком высокие затраты, и это, в первую очередь, логистика. Довольно высоки природно-климатические риски. Поэтому компании пока не стремятся в Арктику.

Федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике, о котором мы говорили раньше, как раз направлен на то, чтобы снизить издержки при реализации проектов в Арктике и вместе с ними риски. Там предусмотрен целый ряд налоговых преференций для разных проектов – на шельфе, на суше, для проектов, связанных с глубокой переработкой нефти и газа, с добычей твердых полезных ископаемых. Учитываются в проекте законы и проекты, не связанные с добычей полезных ископаемых, касающиеся малого и среднего бизнеса.

Мы учли в законе все потребности бизнеса – и налоговые льготы, и административную поддержку, и защиту от избыточного контроля и надзора. Поэтому мы ожидаем, что с принятием этого законопроекта ситуация изменится и хороших проектов в Арктике станет больше, бизнес пойдет на эти территории, как это произошло на Дальнем Востоке.

Читайте также Разработка российской стратегии развития Арктики будет завершена в 2020 году Разработка стратегии развития Арктики до 2035 года будет завершена в 2020 году

Яркий пример – порт Индига, который сегодня инвестор хочет строить в Ненецком округе. В случае если он будет реализован, он станет одним из очень крупных портов на севере. Но там компания просит предоставить льготы – комплекс будет большой, дорогой, один налог на имущество будет тянуть проект вниз.

И безусловно, мы будем использовать дальневосточный опыт поддержки инфраструктурных проектов, который помог нам запустить проекты, речь о перспективности которых шла с 1950-х годов. Здесь я имею в виду прежде всего разработку Наталкинского золоторудного месторождения в Магаданской области – крупнейший проект этого региона.

Мы готовим сейчас проект постановления об инфраструктурной поддержке инвесторов в Арктике. Готовы поддерживать тех, кто будет строить дороги и линии электропередачи.

– Как смена подхода к развитию Арктики и приход крупного бизнеса изменят жизнь людей, которые живут на этой территории? Изменится ли уклад жизни коренного населения?

Мы с вами уже говорили о связи прихода крупных инвесторов и социальном развитии территории. Новые производства – это новая работа, налоги, на которые строятся дороги, благоустраиваются города и поселки, поддерживаются творческие коллективы.

В рамках стратегии развития Арктики мы предусматриваем целый комплекс мер, связанный с поддержкой коренных малочисленных народов, с сохранением и защитой исконной среды их обитания. Мы, как министерство, в первую очередь будем поддерживать именно экономическую деятельность малых народов, которые тоже готовы инвестировать, вкладывать, например, в развитие экологического туризма, производство сувенирной продукции.

В рамках стратегии развития Арктики мы предусматриваем целый комплекс мер, связанный с поддержкой коренных малочисленных народов, с сохранением и защитой исконной среды их обитания.

Вместе с тем очевидно, что коренные народы вправе участвовать в принятии решений об экономической деятельности на их территории. Есть хороший опыт в Якутии, которая приняла закон об этнологической экспертизе, которая как раз должна решать задачи, связанные с тем, насколько экономическая деятельность крупных компаний влияет на места традиционного проживания.

Это хорошая практика. Она, конечно, ни в коем случае не должна вести к затягиванию реализации экономических проектов, но такой институт надо развивать.

Экопроекты

– Природа Арктики хрупка и уязвима. Как планируется защитить Арктику от антропогенного воздействия? Какие экологические программы предусмотрены в Стратегии?

От состояния Арктики во многом зависит экологическое здоровье планеты. Это постоянно должно быть во внимании. В новой госпрограмме мы предусматриваем отдельный раздел, связанный с сохранением экосистем в Арктике. Речь идет о развитии той сети особо охраняемых природных территорий, которые были созданы в последние годы, включая наш крупнейший национальный парк «Русская Арктика». Мы предлагаем ввести систему мониторинга охраны окружающей среды, отвечающую современным запросам.

В новой госпрограмме предусмотрен раздел, связанный с сохранением экосистем в Арктике. Речь идет о развитии сети арктических ООПТ.

Хочу отметить, что это продолжение той большой программы, она называется «Генеральная уборка Арктики», которую реализует наша страна с 2012 года. Это ликвидация накопленного за десятилетия экологического ущерба – сейчас уже утилизировано более 80 тыс. т мусора.

Международная повестка

– Как развитие Российской Арктики увязано с развитием арктической территории в странах Европы и Америки? Российский проект локален или он отражает глобальный подход к освоению этой территории?

Необходимо понимать, что Арктика – это глобальный регион. И то, что происходит в Арктической зоне России, безусловно, влияет в целом и на США, Канаду, страны Северной Европы. Поэтому никак не может наш проект быть локальным. У нас самая большая арктическая территория, и, конечно, на России большая ответственность.

Сегодня базовый международный институт в Арктике – это Арктический совет, в рамках которого приполярные государства договариваются о сотрудничестве, о совместных проектах, вместе обсуждают проблемы.

Это эффективный формат, но, на мой взгляд, ему не хватает совместной экономической программы. И так как Россия будет председательствовать в Арктическом совете в 2021–2023 годах, мы будем формировать социально-экономическую повестку. Это то, что касается качества жизни, реализации совместных инвестиционных проектов. Начало уже есть – российский «Мегафон» и финская компания Cinia подписали в июне соглашение о прокладке подводной трансарктической телефонной линии, которая соединит Европу и Японию. Об этом проекте говорили не один год, и вот сейчас он начал реализовываться. Вот такие проекты нужны Арктике, и мы, безусловно, будем ему помогать.

Взгляд за горизонт

– Какой вы видите Арктику в будущем? Какое место она занимает в долгосрочной перспективе развития России и с учетом экологичности как основного мирового тренда?

Хочу подчеркнуть, цель Стратегии состоит и в том, чтобы сохранить Арктику как территорию мира, диалога, сберечь уникальную природу этого региона. И мы будем участвовать во всех существующих форматах, в которых обсуждается арктическая проблематика. Министерство вошло во все эти органы, будет там активно работать и развивать сотрудничество.

Наше видение будущего Арктики также заложено в Стратегию. Это те задачи, о которых мы с вами говорили, – развитие экономики и повышение качества жизни. Конкретно: шаг за шагом, с каждой новой школой, поликлиникой, производством, которые нужно построить и открыть, люди должны почувствовать реальные изменения, увидеть, что продукты теперь можно завезти не только в летнюю навигацию, что их дети могут получить востребованную профессию – настолько высок в их регионах уровень образования.

В завершение хочу сказать вот о чем: появление новых крупных производств в Арктике должно идти рука об руку с развитием отечественных технологий. В приполярных территориях трудно строить – нужны новые подходы, нужна особая одежда, приборы, особые технологии для выращивания тех овощей в теплицах. Вот здесь Арктика может сыграть огромную роль для всей страны – стать кузницей современных технологий. И это мы тоже обязательно пропишем в Стратегии. Через 15 лет необходимо добиться именно такого положения дел.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ
15 января 2021 Артем Довлатов возглавил Фонд развития Дальнего Востока и Арктики

Артем Довлатов назначен генеральным директором АО «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики» (входит в группу ВЭБ.РФ) – заместителем председателя ВЭБ.РФ. Ранее он занимал должность первого заместителя генерального директора ПАО «Государственная транспортная компания» (ГТЛК).

Экономика
29 декабря 2020 Юрий Трутнев провёл заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Обсуждались вопросы совершенствования системы метеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в Арктической зоне РФ, реконструкции объектов федеральной собственности в морском порту Певек, обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути и другие.

Экономика
25 декабря 2020 Главный приз Всероссийского конкурса детского рисунка «Открой Арктику!» поедет в город Карасук Новосибирской области

Подведены итоги Всероссийского конкурса детского рисунка «Открой Арктику!», организованного Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики».

Культура

Туризм

ПОДРОБНЕЕ