Объем грузоперевозок по Севморпути составил 36,254 млн т в 2023 году
По данным «Росатома», в 2023 году было выписано 1218 разрешений на плавание в акватории Севморпути (в 2022 году — 1163), в том числе 115 — иностранным компаниям (в 2022 году — 55).
16 января 2024На Северном морском пути (СМП) новый рекорд: в 2023 году объем грузоперевозок составил 36,254 млн т, превысив целевой показатель более чем на 250 тыс. т. Вырос и транзит. Об этом пишет пресс-служба «Росатома».
«Рекордных показателей удалось достичь благодаря нашим партнерам, в первую очередь компании «Новатэк», чей сжиженный природный газ составляет больше половины грузопотока, — отметил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. — Большую роль сыграли также «Газпром нефть», «Лукойл» и «Норникель», которые перенаправили свои грузы с западного на восточное направление. В результате мы достигли плановых 36 млн т еще до Нового года».Вице-премьер Александр Новак предполагает, что нефти по СМП будет перевозиться все больше, поскольку этот транспортный коридор примерно вдвое короче привычных южных маршрутов. По его словам, на мировом рынке растет число желающих закупать нефтепродукты, произведенные в России, — в первую очередь это государства Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки.
Как сообщил в декабре на пресс-конференции в Мурманске глава Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров, нефтегазовые предприятия подтверждают свои планы по геологоразведке и добыче. В частности, к 2030 году предполагается перевезти по СМП 57 млн т одних только углеводородов: около 20 млн т нефти, 4 млн т газового конденсата и 32 млн т сжиженного природного газа. Кроме того, ожидается значительный рост перевозок меди и угля.
Большой интерес к СМП проявляет Китай. «Китайская судоходная компания NewNew Shipping Line обратилась к нам с просьбой сопровождать и поддерживать их рейсы, — сообщил руководитель дирекции СМП «Росатома» Вячеслав Рукша. — Они купили суда низкого арктического класса и в 2023 году сделали восемь рейсов, перевезли около 100 тыс. т грузов. Конечными пунктами были порты Китая, а также Архангельск, Санкт-Петербург и Мурманск. Вот пример, когда международный бизнес, не дожидаясь сложных политических решений, использует новую возможность».
В этом году только между Архангельском и Шанхаем планируется совершить около 40 грузовых рейсов (перевозка товаров широкого потребления, автомобилей и запчастей).
Растет и транзит, он не просто вернулся к уровню 2021 года (2 млн т), но и показал новый исторический максимум — 2,129 млн т. Перевезено 1,5 млн т нефти, порядка 350 тыс. т железорудного концентрата, около 140 тыс. т сжиженного природного газа и проч. Транзитом по СМП прошли 80 рейсов (в 2022 году их было 47).
«Транзитный грузопоток — маркер востребованности, его рост с точки зрения морского логистического бизнеса — важнейший результат», — подчеркнул спецпредставитель госкорпорации по вопросам развития Арктики Владимир Панов.