Инвестиционный портал Арктической зоны России

Всемирный день метеоролога в Арктике: следим за погодой вдоль СМП

Заполярные прогнозы от отшельников и роботов

23 марта 2024

Всемирный день метеоролога отмечают 23 марта 187 стран и 6 территорий. В 1950 году в этот день была создана Всемирная метеорологическая организация, объединившая ученых, сотрудников станций контроля погоды, лабораторий и обсерваторий, а сам праздник был учрежден в 1961 году. По случаю торжества метеорологи собираются на круглые столы и симпозиумы, проводят лекции и другие научно-популярные мероприятия. В Заполярье для работников удаленных станций профессиональный праздник — это повод открыть припасенную с прошлого завоза продуктов бутылочку шампанского.

Для Арктики метеорология — царица наук, повелитель путей сообщения и магистр любого продуманного действия. Капризная и опасная погода Заполярья может преподнести штормовые ветра, лютый холод, непроглядные туманы и, по недавним сведениям, 40-метровые мегаволны (это всего на пять метров ниже 15-этажного дома). Вместе с развитием Северного морского пути российская арктическая метеорология также меняет свое лицо, становясь все более технологичной и точной.

В XX веке арктические метеостанции были единственным надежным способом собирать данные о погодных изменениях в Заполярье. Предсказание погоды базируется на статистических и математических моделях, которые требуют большого количества информации. Делать это приходилось руками множества подвижников, готовых остаться один на один с Севером на краю Ойкумены. В середине 80-х советская сеть метеорологических станций составляла 110 пунктов, которые занимались аэрологическими, актинометрическими и гидрологическими исследованиями. Также в океане работали дрейфующие платформы, наблюдения старались вести команды кораблей и, по возможности, все полярные экспедиции. Для Северного морского пути эти данные имели решающее значение — даже атомный ледокол может попасть в переделку, не говоря уже о менее подготовленных судах. Не смотря на то, что с 1970-х морское путешествие по российскому Заполярью нельзя считать опасной экспедицией, все же до международного транспортного коридора в прошлом веке СМП было далеко. Во время СССР регулярное сообщение в Арктике от Мурманска до Владивостока было скорее желанным будущим, чем реальностью.

Жизнь метеоролога в то время изобиловала трудностями и лишениями. Пункты наблюдения находились в труднодоступных местах, куда провизию и топливо доставляли в лучшем случае один раз в полгода. Метеорологи помимо наблюдений обслуживали станции, вели хозяйство и проводили текущий ремонт. Сегодня эта героическая часть профессии сохранилась, хотя, все же, основной упор Россия делает на спутники и автоматические системы наблюдения. В перспективе, данные с космической группировки, наблюдающей за Северным морским путем в реальном времени, будут передавать на «ледовый навигатор», который покажет траекторию движения крупных льдов, опасные волны, течения и даже загрузку портов по ходу движения судна. Космические аппараты используют комбинированную систему оптического наблюдения в различных спектрах и радиолокации, которая особенно полезна при плотной облачности. Помимо спутников, в него включены бортовые измерительные системы, данные с беспилотников и даже искусственный интеллект. По словам администратора федерального проекта «Развитие СМП» Максима Кулинко, итогом работы станут автоматические проложенные маршруты «а-ля Яндекс навигатор». Помимо космической составляющей, в распоряжении метеорологов появилась растущая система автоматических буев. Они позволяют давать высокоточные прогнозы почти в онлайн-режиме. Температуру и давление атмосферы, толщину снежного покрова и направление движения льдов передают через спутник каждый час, причем по всему протяжению маршрута. То, что не видит электронный глаз в небе, дополняют роботы в морских волнах. 

Метеорологи внутри новой системы уже не должны годами «куковать» где-нибудь на побережье моря Лаптевых, а займутся непосредственным изучением и систематизацией полученных данных. Конечно, стационарные точки наблюдения по-прежнему остаются, но необходимости в столь тяжелом труде становится все меньше и меньше. Основной массив данных передается в центры мониторинга, а уже там, в тепле и комфорте, современные метеорологи творят свое волшебство. Они просчитывают вероятности развития погодных феноменов, создавая те самые прогнозы погоды. Центры мониторинга вдоль СМП обслуживают весь маршрут, рассылая потребителям «тревожные сигналы» в случае возникновения сложных погодных условий. В Арктике это довольно частое явление.

Героическое освоение Арктики в XXI веке становится историей — развитие АЗРФ и СМП позволяет существенно снизить риски для всех жителей Арктики. Вместо людей в водах Северного Ледовитого океана мерзнут автоматические буи, а на метеорологические станции вербуются в основном идейные «приключенцы». Кстати, этот контраст скоро можно будет вживую увидеть на киноэкранах — в Архангельске начались съемки фильма «Право женщин на море», посвященного исследовательницам Арктики. Одна из героинь кино — Ирина Русинова, метеоролог и первая советская исследовательница Заполярья. Она провела несколько зимовок за Полярным кругом, в том числе на Новой Земле в 1921 году. Её история идет параллельно с рассказом о работе Екатерины Зотовой, ученом и популяризаторе науки, работающей на Крайнем Севере. Именно на таких примерах и виден контраст судеб «властелинов погоды», а также путь, пройденный нашей страной в освоении Арктики за последнее столетие.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ