Три краеугольных камня
Судостроение, судоремонт и кадры – важнейшие направления для развития Севморпути
1 июля 202201.07.2022 // В Архангельске состоялся V Международный форум «Судостроение в Арктике». Представители власти и эксперты обсудили проблемы и вызовы, стоящие перед отечественной судостроительной промышленностью, и прежде всего – перед верфями, обслуживающими суда на трассе Севморпути. По итогам форума были предложены решения, которые помогут преодолеть последствия санкционной политики и сохранить темпы развития.
Символично, что V Международный форум «Судостроение в Арктике» открылся 29 июня, в День кораблестроителя. Ведь именно судостроению в новых геополитических условиях предстоит решить сложнейшую задачу – уйти от импортозависимости.
Заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков подчеркнул, что драйвером развития судостроения в России станет Арктика.
«Мы говорим сегодня о Северном морском пути и развороте на Восток Российской Федерации, но разворот этот, очевидно, будет происходить через Север. Сам проект <...> - это драйвер развития всей экономики Российской Федерации на сегодняшний день», – заявил Бобраков.
Чтобы увеличить грузопоток по Севморпути до 80 млн тонн к 2024 году, в первую очередь нужны новые суда.
«До 2030 года в России необходимо построить не менее 55 грузовых судов ледового класса. При этом флот должен быть обеспечен ледоколами и аварийно-спасательными судами», – сообщил Бобраков.
Для обслуживания растущего грузопотока нужна соответствующая портовая инфраструктура. «Развитие Северного морского пути неизбежно приведет к строительству новых портов и к увеличению объема перевалки грузов через существующие», – отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. По его мнению, ускорить развитие и обновление портовых комплексов поможет увеличение господдержки на федеральном уровне.
«Не менее важный вопрос – развитие судоремонта, особенно средних и малотоннажных судов, которые до последнего времени обслуживались и ремонтировались в зарубежных портах», – напомнил Цыбульский. Большинство из них уже закрыты для российских судовладельцев, а доступные порты в Индии и Индонезии существенно повысили плату за обслуживание.
Как эффективный способ решения проблемы губернатор предложил расширить меры поддержки судоремонта в Арктике, которые позволят нарастить мощности верфей. Одна из них - программа льготного лизинга, в том числе на приобретение доковой инфраструктуры.
«Мы готовы оказывать максимальное содействие верфям, предоставлять действующие меры господдержки и разрабатывать новые, оперативно реагируя на запросы отрасли», – заявил Бобраков.
Новые суда и порты не смогут работать без квалифицированных специалистов. Поэтому задача обеспечения отрасли кадрами также одна из важнейших. Для ее решения глава Архангельской области предложил распространить на все регионы страны систему интегрированной подготовки инженерных кадров «завод-втуз».
«Это действующая на Севмаше система, когда студенты фактически с первого курса работают на заводе, получая производственную практику. Это дает стопроцентную гарантию трудоустройства, при этом на завод молодые кадры приходят уже с определенным опытом», – рассказал Цыбульский.
Губернатор считает эффективным одновременно развивать инжиниринговые центры: «Это направление позволит обеспечить серьезный технологический прорыв, и у нас есть все условия для того, чтобы этим заняться». Показательно, что Северный Арктический федеральный университет уже подал заявку на создание инжинирингового центра.
«Судостроение, судоремонт и кадры – три краеугольных камня, которыми сегодня нужно активно заниматься для развития отрасли», - так резюмировал Цыбульский итоги работы форума.
Фото с сайта форума форума «Судостроение в Арктике»/ arcticshipbuilding.com Читайте также Мерзлотный саммит, развитие судоходства по Северному морскому пути и повышение жизни населения: чего ждать Арктике