Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Торгово-логистические центры в Арктике: опыт Якутии по изменению заполярной логистики

Бананы в тундру, оленину в город

14 сентября 2023

11 сентября в арктической зоне Якутии был открыт пятый торгово-логистический центр в городе Среднеколымск. Прямая трансляция торжественной церемонии велась на Восточном экономическом форуме в рамках дискуссии о потенциале развития инфраструктуры по доставке грузов в Арктике «Торгово-логистические центры в Арктике: новая возможность развития северных и арктических территорий». Это большое событие не только в самой Республики Саха, но и всей АЗРФ в целом — якутские инновации могут стать ориентиром для создания глобальной сети доставки товаров в удаленные арктические поселения.

К моменту появления компании «Якутоптторг» в 2002 году проблема доставки грузов в арктические поселения Якутии встала особенно остро. В Заполярье существует довольно узкое окно возможностей, в которое можно осуществлять перевозки грузов, причем вне зависимости от сезона. Летом, к примеру, тундра превращается в настоящее болото, по которому с трудом могут проехать гусеничные вездеходы. Доставить на них груз невозможно, и потому его перевозят на кораблях — через шторма, в туман и дождь, скрывающие отмели и обмелевшие участки русла, грузовой флот пробивается к своим пунктам назначения. Это медленно и довольно опасно, а иногда попросту невозможно. В 2019 году Среднеколымский и Верхнеколымский районы оказались в изоляции, поскольку река Колыма обмелела и стала недоступной для прохода обычных речных судов. «Якутоптторг» в этом же году заложил судно с малой осадкой «Фрейр», которое уже в 2022 году смогло пройти по отмелям и доставить грузы. Авторское видение заполярных инженеров привело к появлению конструкции, которая в условиях северных рек дало 4-х кратную экономию по эксплуатации корабля по сравнению с обычными речными судами. Тем не менее, лето все еще остается сложным временем с точки зрения логистики.

Зимой в Арктике тоже не сладко — путешествие по «зимнику» в экстремальный холод опасно как для водителя, так и для техники. Между тем, приходится проходить значительные расстояния, ведь от того же Среднеколымска до Якутска около 1900 километров по не самым простым дорогам. В самих поселениях хранить запасы особо негде, износ складского фонда на начало «нулевых» составил около 90%. Эти проблемы было необходимо преодолевать, внедряя принципиально новое решение, — им стали торгово-логистические центры. Это своеобразные хабы, в которые привозят товары, а оттуда их уже развозят по населенным пунктам. Сегодня в арктической зоне Якутии работают 5 торгово-логистических центров. Они охватывают Усть-Янский, Нижнеколымский, Анабарский и Среднеколымский районы, а также Абыйский улус. До конца 2023 года будет введен в эксплуатацию ТЛЦ в поселке Зырянка Верхнеколымского района, затем появятся торгово-логистические центры в Жиганском, Булунском, Верхоянском и Момском районах, а к 2025 году подобные организации будут в Алаиховском, Эвено-бытантайском и Оленекском районах, что позволит охватить всю арктическую территорию Якутии. 

С 2002 года в основном хабе «Якутоптторга» был сформирован неснижаемый продовольственный запас, который позволил преодолеть зависимость от столицы республики. Теперь не надо ждать отправки «с материка», ведь на половине пути уже есть свои большие и современные склады. К примеру, в Среднеколымске помещение ТЛЦ имеет площадь 578 м2, на которых расположились современные овощехранилища с климат-контролем, позволяющим хранить до 125 тонн свежих овощей, камера холодильная для скоропортящихся продуктов вместимостью до 25 тонн, теплые склады на 80 тонн и холодный склад, куда можно сложить до 500 тонн продукции. Постоянный доступ к товарам существенно снижает цену и расширяет ассортимент — впервые за долгое время в Арктике появились свежие помидоры, кефир и виноград. Сегодня 80% муки и сахара в арктические районы Якутии завозит «Якутоптторг» вместе с 12 наименованиями социально значимых товаров.

По словам президента Ассоциации КМНС РФ Григория Ледко, эти центры стали связующим звеном в ходе реализации закона о северном завозе — именно в них повезут продукты для северян. Из самих ТЛЦ в населенные пункты продукты развозят уже малой авиацией, самолетами АН-2, иногда вертолетами и даже сбрасывают на парашютах. Заместитель председателя Правительства Республики Саха Михаил Никифоров рассказал, что к этому пришлось прибегнуть в прошлом году из-за сложных погодных условий. В перспективе руководство Якутии видит гармоничное развитие всех видов транспорта, которые позволяют добраться до удаленных регионов — место найдется и кораблям, и колесным вездеходам, и любым другим инженерным решениям. 

Впрочем, ТЛЦ должны стать не только базой для хранения и дистрибуции продуктов с «Большой земли», но и местом, где местные жители смогут реализовать продукты своего труда. В каждом центре есть помещения для первичной переработки оленины, пушнины, рыбы и дикоросов. Предполагается, что корабли в летнюю навигацию будут привозить в ТЛЦ заказанные в рамках северного завоза товары, а на их место закупать местную продукцию для реализации «на материке».

«

«Одна из задач поддержки традиционной хозяйственной деятельности как раз и заключалась в том, чтобы создать ту самую удочку, которая позволяет местному населению за счет экономической активности зарабатывать средства и повышать качество собственной жизни», — отметил директор Департамента развития АЗРФ Минвостокразвития Михаил Никифоров.

»

ТЛЦ становятся многофункциональными хабами, которые дают доступ жителям арктических регионов к экономическому взаимодействию со всей остальной страной без необходимости в одиночку преодолевать непостоянство и опасности заполярной логистики. В перспективе, якутский опыт предполагается распространить на все удаленные регионы АЗРФ — его позитивная динамика демонстрирует работоспособность и эффективность идеи.

Источник главного фото: Росконгресс Читайте также Медицина удаленных арктических поселений: новые подходы в Якутии Как оказывается медицинская помощь в условиях Арктики

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ