Инвестиционный портал Арктической зоны России

Обучение оленеводству: современное образование для традиционного природопользования

За парту или в тундру?

29 февраля 2024

В феврале Правительство Чукотского АО отчиталось о росте поддержки оленеводов и морских зверобоев в среднем на 20%. За 2023 год на поддержание воспроизведения традиционного природопользования региональные власти выделили почти 1,5 млрд рублей для хозяйств, занятых разведением оленей, и 427 млн рублей для охотников на китов, тюленей и моржей.

Подобная практика в том или ином виде распространена по всей территории АЗРФ — в рамках федеральной программы поддержки традиционного уклада хозяйствования КМНС получают различные виды помощи и льгот. В нее входит и создание образовательных программ, которые будут способствовать воспроизведению специалистов, необходимых для сохранения традиционного уклада жизни. Впрочем, ряд экспертов говорит о необходимости реформирования системы подготовки оленеводов — представители КМНС все реже выбирают эту специальность в средних профессиональных учебных заведениях.

Сегодня получить профессию оленевода-механизатора можно в Усинском политехническом техникуме в Республике Коми, Арктическом колледже народов Севера и Центре подготовки рабочих кадров «Арктика» в Республике Саха (Якутия), красноярском Эвенкийском многопрофильном техникуме, мурманском Оленегорском горно-промышленном колледже с филиалом в селе Ловоозеро, Ненецком аграрно-экономический техникуме им. В.Г. Волкова и Ямальском полярном агроэкономическом техникуме. При этом количество абитуриентов нельзя назвать большим — профессор кафедры государственного и муниципального права Сургутского государственного университета Наталья Филиппова в своей статье на сайте Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) указывает на падение количества студентов. Она приводит пример Белоярского политехнического колледжа, где представители КМНС составляют примерно четверть от количества студентов. В 2015 году там на новую программу подготовки оленеводов не записался ни один ученик, а в других колледжах и техникумах их число сокращается. Как причину данного феномена она видит низкий престиж профессии.

Депутат Законодательного собрания Красноярского края Сергей Сизоненко в свою очередь указывает на необходимость повышения оплаты труда оленеводов. Тяжелые условия жизни в тундре вымывают значительную часть молодых людей, которых родители отправляют «в город» в поисках лучшей жизни. По его мнению, тут может помочь возобновление экспорта продукции, в частности, в КНР. Появление дополнительного финансового стимула создаст основу для тех, кто был бы готов вернуться в родное стойбище.

Как возможное решение проблемы Наталья Филиппова называет формирование льготных направлений подготовки кадров из числа коренных народов по смежным специальностям, которые могут быть связаны с воспроизведением традиционного природопользования. Егерь, ветеринар, зоотехник и другие подобные профессии дадут возможность представителям КМНС вернуться домой и работать в родной среде, быть востребованным. Также она предложила заимствовать и зарубежный опыт, где для КМНС предлагают не только производственные специальности, но также направления, связанные с культурой, искусством и социальной работой. 

Отдельно необходимо отметить, что многие представители КМНС, которые хотят остаться в тундре и заниматься традиционными видами хозяйства, не готовы учиться им в колледже или техникуме. Свои знания и навыки они получают в процессе взросления, выполняя поручения по хозяйству с раннего детства. Более того, часть подростков в НАО сразу после обучения в средней школе возвращается к родному стойбищу, включаясь обратно в жизнь семьи и оленеводство. По словам семьи Лаптандеров, ненцев-оленеводов, сегодня их традиционный кочевой уклад снова становится востребованным и эта картина становится более частой.

Вероятно, в будущем две существующие тенденции должны объединиться. Ведение сельского хозяйства в современном мире невозможно без агротехнических знаний и навыков — производительное разведение животных хоть в тундре, хоть в средней полосе требует наличия ветеринаров, зоотехников и других специалистов. Путем поддержки и льгот на федеральном и региональном уровнях создаются условия для развития традиционных видов хозяйствования КМНС, которые в свою очередь должны стимулировать тех, кто хочет получать образование, возвращаться домой с полезной профессией. Впрочем, останется доля и тех, кто просто хочет жить в тундре по заветам предков — и они будут кочевать со своими стадами, что с дипломом о среднем профессиональном образовании, что без него.

Читайте также Арктические оленеводы снова на связи: как позвонить тундровику Хорошо забытое старое

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ