Электрическое око в небесах: краткий обзор российской спутниковой группировки в Арктике
Северный Ледовитый океан с космической перспективы
1 июля 202328 февраля 2021 года Россия запустила спутник «Арктик-М». Это первый космический аппарат новой спутниковой группировки, которая будет следить в режиме реального времени за событиями на Северном морском пути. Всего планируется доставить на орбиту девять станций слежения. Они будут обеспечивать радиолокационное наблюдение, раздавать интернет и, конечно же, изучать Арктику. Сегодня космическая индустрия России реализует масштабный проект, который должен покорить непредсказуемую и опасную стихию — небо над Северным Ледовитым океаном.
Первый пошел!
Спутник «Арктик-М» несет на себе два комплекса МСУ-ГСМ, каждый из которых оснащен модулями видимого спектрального диапазона, теплового ИК-диапазона и узлом управления. Они передают на Землю изображения в режиме реального времени, снимая полярные области с разных ракурсов. Гелиофизический аппаратурный комплекс (ГГАК) отслеживает электромагнитное излучение Солнца, что позволяет контролировать и прогнозировать солнечную активность, оценивать состояние магнитного поля нашей планеты и прогнозировать состояние радиационной обстановки в околоземном пространстве. Также он проводит мониторинг магнитосферы, ионосферы и верхних слоев атмосферы, измеряет температуру и скорость ветра. Благодаря высокоэллиптической орбите, спутник «Арктик-М» получил возможность контролировать полярные области, практически недоступные для обычных метеорологических спутников, а также обеспечивать всепогодный мониторинг. Два аппарата на орбите нужны, чтобы давать полную картину — они будут попеременно сменять друг друга, отслеживая погодные изменения на всем протяжении Северного морского пути. Запуск второго аппарата намечен на декабрь 2023 года, сообщает ТАСС со ссылкой на материалы Правительства. А в дальнейшем число «Арктик-М» возрастет до четырех.
Первое фото с Арктик М. Источник: roscosmos.ruК 2024 году на «полярную вахту» отправятся еще три спутника — два «Кондор-ФКА» и один «Обзор-РВ». Первый «Кондор» отправился работать на орбиту 27 мая нынешнего года, а сегодня уже уверенно передает фотографии на землю. Он может делать снимки с разрешением до 1 метра, а в обзорном режиме способен осматривать площадь в полосе до 120 км шириной. Ближайший аналог по качеству снимков — Google maps. «Кондоры» дают возможность детально отслеживать ледовую обстановку в реальном времени и даже принимать участие в поисковых и спасательных операциях. По данным журнала «Военное обозрение», этот аппарат полностью локализован и изготовлен из отечественных комплектующих. Когда на орбиту выйдет второй «Кондор», будет создана основа для работы «ледового навигатора» — последовательный пролет над одним и тем же регионом позволит отслеживать динамику движения льдов, в том числе прогнозируя их курс.
«Обзор-Р» — это радиолокационный спутник, который проводит съемку поверхности Земли с разрешением до 1 метра. Он оснащен локатором на базе АФАР, активной фазированной антенной решетки. Круглосуточное всепогодное наблюдение будет вестись не только в интересах атомного флота, но и для МЧС, которому аппарат будет докладывать о вероятных погодных угрозах, техногенных катастрофах и, конечно же, помогать искать застрявшие во льдах суда. Помимо наблюдения, Севморпуть получит спутниковый интернет в 2026 году. Его обеспечат четыре спутника «Экспресс-РВ». Они работают на С-, Ku- и L- диапазонах частот минимум 10 лет без перерыва — таков расчет их активного существования на орбите. В 2023 году «Роскосмос» анонсировал строительство наземного комплекса, который будет включать в себя наземные станции, абонентские терминалы и другое полезное оборудование. Широкополосный интернет должен быть доступен по всему маршруту следования судов, что означает фактическую революцию в арктической навигации.
Схема Арктик МИз экстремальной тропы по самому краю мира Северный морской путь превратится в безопасный и предсказуемый, насколько это вообще возможно, маршрут. Кстати, «Экспресс-РВ» раздаст спутниковый интернет и на оставшуюся территорию страны.
Необходимое условие космической метеорологии
Формирование отечественной спутниковой группировки в Арктике — это одно из важнейших условий обеспечения безопасности Северного морского пути. До недавнего времени профильные службы были вынуждены покупать спутниковые данные о состоянии погоды за рубежом, причем с трехдневным опозданием. Этого было недостаточно, ведь до сих пор ни одна страна так и не смогла создать устойчивую спутниковую группировку над полярными областями нашей планеты. К 2026 году Россия станет обладателем второго уникального ключа к Арктике (первый — атомный флот). Стоимость всех проведенных и будущих мероприятий составит около 151 миллиарда рублей.
Впрочем, на фоне потенциальной пользы от Северного морского пути и реализуемых арктических проектов, эта цифра выглядит вполне посильной. На Петербургском международном экономическом форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков оценил потенциал СМП в триллионы рублей. По его словам, после полноценного запуска маршрута, он будет ежегодно перевозить до 200 миллионов тонн в год, которые формируют новые финансовые потоки в бюджет, зарплаты и налоги в размере примерно 200 миллиардов долларов.