Авиация в Арктике: эпоха Возрождения
Почему полярную авиацию России ждет новая жизнь и какие задачи для этого предстоит решить
22 октября 2020Дорог в Арктике мало, и до многих городов и поселков большую часть года можно добраться только по воздуху. С развитием судоходства по Севморпути проблема не решится, ведь далеко не все населенные пункты расположены на побережьях арктических морей. К тому же морской путь уступает воздушному с точки зрения оперативности. А значит, можно с уверенностью прогнозировать, что российскую полярную авиацию ждет второй виток развития, и спрос на авиаперевозки за Полярным кругом будет расти. С 2016 по 2019 годы он уже вырос на 30%. Ведь без быстрого доступа в заполярные регионы не может быть реализован ни один крупный инвестиционный проект. А наличие авиатехники арктического базирования является залогом безопасной эксплуатации Севморпути и гарантией глобальной конкурентоспособности России в Арктике. Поэтому развитие полярной авиации стало одной из главных задач, обозначенных в Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года.
Чтобы компенсировать отсутствие дорог в Арктике, в советские годы за Полярным кругом была построена обширная сеть аэродромов – их количество приближалось к 80. Но после распада СССР многие из них остались без финансирования и потеряли право принимать самолеты. Их статус был понижен до посадочных площадок. Теперь в Арктической зоне России насчитывается всего 39 аэродромов. Лишь 35 из них оборудованы светосигнальными системами, только 24 имеют искусственное покрытие. Для сравнения: на Аляске, где люди живут и работают в схожих климатических условиях, аэропортов более 450.
Поэтому расширение и модернизация сети аэропортов и посадочных площадок стало одним из приоритетов, обозначенных в Основах госполитики в Арктике. Все населенные пункты в Арктической зоне России, которые не связаны с общей сетью автодорог, к 2035 году должны быть круглый год соединены с «большой землей» авиасообщением.
Реконструкция аэродромной инфраструктуры уже началась. Полностью обновлен аэропорт Чокурдах. В 2021 году будут завершены работы на аэродроме в Соловках, в 2022 году – в Амдерме, в 2023 году – в Певеке. В 2024 году будут реконструированы еще 10 аэродромов. Все они станут современными аэропортовыми комплексами, с безопасными системами захода на посадку и зданиями аэровокзалов, где будет все необходимое для удобства пассажиров.
![](/upload/medialibrary/avia/avia_2.jpg)
Однако одного только наличия наземной инфраструктуры недостаточно, чтобы все жители Арктики могли быстро и с комфортом добираться до места работы, лечения или отдыха. Цены на авиаперелеты должны стать доступными для северян. Но местные авиаперевозки в Арктике не могут быть ни прибыльными, ни даже рентабельными. Поэтому на сегодняшний день они субсидируются за счет региональных бюджетов, и средств выделяется явно недостаточно. Создать эффективную систему субсидий авиасообщения внутри регионов еще предстоит.
Не менее значима задача обновления парка воздушных судов. Ведь большинство самолетов и вертолетов, которые используются в Арктике для внутренних перевозок, устарели и технически, и морально. Современные модели для полярной авиационной техники уже создаются. Так, старые Ан-74 и Ан-26 заменит новый легкий транспортный самолет Ил-112, который уже готовится к летным испытаниям. Ведутся работы по созданию легкого многоцелевого самолета «Байкал», серийное производство которого планируется начать в 2022 году.
![](/upload/medialibrary/avia/avia_3.jpg)
Но далеко не все модели времен СССР нужно полностью сбрасывать со счетов. Некоторые из них оказались настолько удачными, что им до сих пор нет альтернативы как среди отечественных, так и среди зарубежных воздушных судов. Прежде всего, это самолет АН-2, который отлично зарекомендовал себя в Заполярье. Он прост в обслуживании и управлении, без сбоев работает при самых низких температурах, может садиться на грунтовые площадки длиной всего 200 м и невероятно надежен. Поэтому разработана программа модернизации Ан-2, которая продлит срок службы ветерану полярной авиации.
Одна из причин, почему арктические перевозки обходятся так дорого, состоит в том, что авиационное топливо сегодня приходится доставлять в рамках Северного завоза. Если удастся перейти на местное топливо, то резкое снижение расходов на транспортировку приведет к снижению цен на авиаперелеты. Для этого уже разрабатываются технологии, использующие сжиженное пропан-бутановое топливо. Его производят из попутного газа, который получают при освоении нефтяных месторождений Арктики.
За Полярным кругом планируется развивать и новые виды авиационной техники – самолеты-амфибии, безаэродромные самолеты, суда на воздушной подушке, экранопланы. Так, по поручению Правительства РФ Минвостокразвития ведет работу по созданию головного образца экраноплана для использования в высоких широтах. Его производством займется компания, расположенная в Комсомольске-на-Амуре.
Безотлагательного решения требует еще одна проблема. Полярной авиации сейчас остро не хватает квалифицированных кадров – и летного персонала, и специалистов по обслуживанию аэродромной инфраструктуры. Поэтому уже прорабатывается пакет мер по развитию сети авиационно-учебных центров. Их ученикам предстоит изучить лучшие традиции советских полярных летчиков. Ведь они создали уникальную школу полетов на ледовую разведку, полетов с подбором на дрейфующий лед, в том числе и в условиях полярной ночи.
![](/upload/medialibrary/avia/avia_4.jpg)
Гарантией того, что все сложные задачи, необходимые для развития заполярной авиации, будут решены, является заинтересованность не только государства, но и крупного бизнеса. Освоение природных богатств Арктики и успешная реализация добывающих проектов невозможны без полярной авиации. Успешных примеров государственно-частного партнерства в этой сфере можно привести множество. Один из самых наглядных – то, что благодаря компании «Норильский никель» аэропорт Норильска сегодня является одним из самых современных аэропортовых комплексов российской Арктики.
Реализация новых инвестиционных проектов включает строительство объектов транспортной инфраструктуры, а значит, сделает Арктику доступнее и будет способствовать развитию авиаперелетов. А полярная авиация, в свою очередь, станет еще одним драйвером развития арктических территорий.
Читайте также Геологоразведка на шельфе Арктики Какие технологии используются при поиске месторождений нефти и газа на арктическом шельфе России и какие перспективы открывает его освоение