Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN
Арктический стандарт Стандарт развития городской среды и благоустройства общественных и дворовых пространств арктических поселений

Стандарт развития городской среды и благоустройства общественных и дворовых пространств арктических поселений — это комплекс документов, разработка которого ведется в соответствии с потребностями и запросами местных жителей, с учётом климатических условий, а также особенностей социально-экономического развития и разных сценариев развития городов Арктики.

Стандарт является первым этапом глобальной работы по развитию качественной поселенческой среды в регионах АЗРФ. Формируемый Стандарт позволит достичь следующих целей:

Разработку «арктического стандарта» ведет АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» под кураторством Минвостокразвития России и Минстроя России.

В 2020 году Указами Президента РФ были утверждены основополагающие стратегические документы по развитию АЗРФ

  • Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике
  • Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года

Единый план мероприятий по реализации Основ и Стратегии развития

  • п. 39 — «Разработка и внедрение стандартов развития городской среды и благоустройства общественных и дворовых пространств с учётом природно-климатических особенностей Арктики»

В целях реализации п. 39 Единого плана Минвостокразвития России совместно с Минстроем России в конце 2020 г. запущена разработка Стандарта развития городской среды и благоустройства общественных и дворовых пространств арктических городов

Руководство проекта ведет АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

АРКТИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ — это комплекс документов, в котором определены основные принципы и подходы к формированию комфортной городской среды в соотвествии с потребностями и запросами местных жителей, с учётом климатических условий и особенностей социально-экономического развития городов Арктики

Внедрение «арктического стандарта» будет способствовать решению социально-экономических задач, в т. ч. формированию комфортной среды проживания, повышению качества благоустройства и уровня жизни в АЗРФ.

В рамках разработки «арктического стандарта» необходимо структурировать и типологизировать поселения АЗРФ. Типология населенных пунктов станет основой для более четкого позиционирования разработанных решений и повышения эффективности их внедрения в разных по типам городских территориях Арктики. Типология арктических населенных пунктов должна учитывать географическое положение, микроклиматические особенности, транспортную доступность и жизненный цикл городского поселения, род занятий и степень оседлости населения.

Для ведения и координации работы по формированию стандарта, для разработки новых и совершенствования существующих механизмов и инструментов содействия успешному и эффективному внедрению Стандарта создана Рабочая группа (под председательством М.Б. Егорова и Г.Г. Гусейнова). Для принятия более комплексных решений сформирован Экспертный совет, объединяющий более 90 специалистов из разных сфер, в том числе представителей всех регионов, входящих в состав АЗРФ.

Отдельным направлением в рамках разработки «арктического стандарта» является создание пакета управленческих инструментов для более эффективного внедрения документа и развития среды арктических поселений.

ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
АДАПТАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Программа поддержки переселения жителей из пустующего (незаполненного) жилищного фонда
СТРОИТЕЛЬСТВО Программа поддержки и софинансирования инвестиционных проектов, направленных на строительство социальной и жилой инфраструктуры
СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ Региональные центры компетенций по вопросам городской среды для повышения эффективности принимаемых мер
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ Поддержка инициаторов проектов по редевелопменту существующих строений
СНОС Поддержка программ по сносу заброшенной недвижимости
ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды
ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ
АДАПТАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Программа поддержки жителей из пустующего (незаполненного) жилищного фонда
СТРОИТЕЛЬСТВО Программа поддержки и софинансирования инвестиционных проектов направленных на строительство социальной и жилой инфраструктуры
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ Поддержка инициаторов проектов по редевелопменту существующих строений
СНОС Поддержка программ по сносу заброшенной недвижимости
ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ Региональные центры компетенций по вопросам городской среды для повышения эффективности принимаемых мер
ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА Создание механизма прямого участия гражда в формировании комфортной городской среды

Параллельная разработка Рабочей группой программ поддержки является необходимым этапом для эффективного внедрения стандарта. Предлагается создать такой набор возможных управленческих решений, который позволит более быстро находить необходимую модель финансирования для реализации проектов трансформации среды городов АЗРФ.

Формирование комфортной городской среды направлено и на повышение безопасности.

Примеры аспектов безопасности, которые отражаются в зарубежных стратегиях развития города:

  • снижение аварийности на дорогах;
  • снижение числа падений и травм;
  • работа с социально опасным поведением;
  • снижение преступности.

Согласно теории разбитых окон (broken windows theory) мелкие правонарушения (например, одно разбитое окно в здании) являются не столько индикатором криминогенной обстановки, но и активным фактором, влияющим на уровень преступности в целом

Одно разбитое окно
Вандализм и мародёрство
Резкое ухудшение общей криминогенной обстановки в городе