В Якутии рассчитывают снизить стоимость северного завоза за счёт вездеходов и беспилотников
Традиционно в Якутии для северного завоза используется водный, автозимний и воздушный транспорт.
22 апреля 2025Внедрение беспилотных летательных аппаратов и вездеходной техники-амфибий позволит оптимизировать логистику северного завоза в Якутии и снизить затраты на доставку грузов в труднодоступные районы Арктики, сообщил первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев в рамках IX Международного арктического саммита «Арктика: перспективы, инновации и развитие регионов». Об этом пишет «РЖД-партнер».
По его словам, протяжённость логистического цикла в ряде районов Якутии может достигать до трёх лет, в течение которых грузы хранятся на промежуточных пунктах. Это приводит к дополнительным затратам на депонирование и обслуживание запасов.«В 2025 году мы планируем инициировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по использованию в реальных арктических условиях беспилотных транспортных средств и вездеходов-амфибий», — сообщил Неустроев. «Мы считаем, что создание новой транспортной инфраструктуры с продленным или круглогодичным действием снизит стоимость доставки грузов в северные и арктические районы», — добавил он.
Неустроев уточнил, что внедрение амфибийной техники обеспечит «спрямление» логистических маршрутов, что, в свою очередь, снизит затраты на хранение и кредитование, связанные с длительным оборотом товаров. Также республика проявляет интерес к беспилотным платформам средней грузоподъёмности, способным доставлять в малонаселённые пункты продовольственные грузы массой более 300 кг.
Традиционно в Якутии для северного завоза используется водный, автозимний и воздушный транспорт. Основной оператор по снабжению — Арктическая торгово-логистическая компания. В летний период задействуется собственный флот (пять судов, включая четыре класса «река-море»), в межсезонье — малая авиация, а зимой — грузовой автотранспорт.
Власти региона также рассчитывают на развитие Северного морского пути и каботажных перевозок, однако, как отметил Неустроев, этому мешают малые объёмы грузов (около 40–45 тыс. тонн), ограниченная судоходность рек и отсутствие круглогодичных автодорог, соединяющих центральные и прибрежные территории.
«Необходимо выработать устойчивый механизм взаимодействия региональных перевозчиков с единым морским оператором», — подчеркнул первый замминистра.
Проекты по внедрению автономной и высокопроходимой техники в условиях арктической логистики, по мнению властей, могут стать важным направлением модернизации северного завоза в ближайшие годы и послужить примером для других северных регионов России.
Изображения: Shutterstock