Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Сила арктического угля

На развитие Сырадасайского месторождения выделили 3 млрд рублей

27 января 2023

В январе 2023 года российские власти анонсировали новые инвестиции в проект по освоению Сырадасайского месторождения каменного угля на Таймыре. Государство выделит дополнительные 3 млрд рублей на строительство грузового причала и канала морского терминала порта «Енисей». И это лишь капля в море — общий объем инвестиций в проект до 2025 года должен составить 45 млрд рублей. Титанические объемы вложенных средств предполагают большую заинтересованность как России, так и частных предприятий в реализации проекта, расположенного в экстремальных климатических условиях. Зачем же понадобилось добывать уголь на краю света?

Арктические богатства

Общий запас угля Сырадасайского месторождения оценивается в 5,68 млрд тонн угля. Это колоссальное количество полезных ископаемых — для сравнения, по оценкам Международного энергетического агентства, мировое потребление угля в 2022 году составит чуть более 8 млрд тонн.

По подсчетам специалистов, только разведанных запасов Сырадасайского месторождения хватит минимум на 20 лет при норме добычи 20 млн тонн в год после выхода на проектную мощность, пишет ТАСС. Сырадасайское месторождение располагает различными видами коксующегося угля, который используется не только в теплоэнергетике, но и металлургии, а потому стоит в 2-3 раза дороже «обычного» сырья. Он дает более высокую температуру, что обеспечивает повышенную по сравнению с другими видами угля энергоэффективность.

Источник: пресс-служба компании "Северная звезда"

Но есть и сложности. Сырадасайское месторождение находится в более чем 100 км от поселка Диксон в Красноярском крае. Это — Арктика, точнее, «арктическая пустыня». В самом теплом месяце, августе, температура поднимается до +4,8°С, а абсолютный минимум, зарегистрированный в феврале 1979 года, составил -48,1°С. В царстве вечной мерзлоты и пронизывающих арктических ветров могут жить только очень выносливые виды животных, которых там немного. Для людей и техники эти условия и вовсе чрезвычайно суровы, что требует дополнительной подготовки и, как следствие, расходов. Компании «Северная звезда», которая занимается освоением месторождения, приходится строить инфраструктуру с нуля в условиях, приближенных к «инопланетным», — отсюда и рекордный объем инвестиций. Проект включает в себя строительство порта «Енисей», аэропорта, ТЭЦ, обогатительной фабрики и вахтового поселка.

Опорный пункт Северного морского пути

Разработка Сырадасайского месторождения важна не только из-за экспортного потенциала таймырского угля (только до 2025 года налоговые отчисления составят 70 млрд рублей), но и из-за его значения для развития Северного морского пути. Добывающая компания планирует обеспечить перевозки по СМП объемом 7 млн тонн в год, причем для этого уже строится отдельная флотилия судов. В 2021 году корпорация «АЕОН», в которую входит «Северная звезда», подписала соглашение с «Росатомом» на строительство судов ледового класса не ниже Arc5 и буксиров класса Arc6 для этих нужд. На сайте компании указано, что порт строится с расчетом на прием балкеров, сходных с судами «Адмирал Шмидт» и «Витус Беринг». Их длина составляет 250 м, ширина 43 м, максимальная осадка — 14,5 м, а дедвейт — чуть больше 100 тысяч тонн.

Источник: пресс-служба компании "Северная звезда"

Более того, порт «Енисей» строится с учетом возможностей новейших ледоколов проекта 22220, которые благодаря «регулируемой» осадке (минимальная осадка составляет 9,03 м; 10,5 м — полная, по кильватерной линии) могут заходить в устья больших рек. Сам порт «Енисей» находится в Енисейском заливе в 70 км южнее Диксона. Пока там работает временный причал, но работы по строительству постоянного терминала уже идут полным ходом. Так, за летнюю навигацию 2022 года в порт «Енисей» было доставлено 337 изделий, в том числе 5 тысяч тонн различных металлоконструкций, сообщает «ПортНьюс».

В перспективе порт «Енисей» будет иметь дамбу длиной 1,5 км с выходом на глубину 12 метров. Она соединит грузовой причал с берегом. Подойти к нему смогут суда с осадкой не более 15 метров и шириной не более 40 метров. От порта уже проложена автомобильная дорога, а вот вокруг строительства железнодорожных путей идут дебаты. Некоторые специалисты говорят о строительстве гигантского конвейера, но с учетом текущей нестабильности в мировой экономике, возможно, придется вернуться к проверенным решениям, а также решить задачу по проведению дноуглубительных работ. Впрочем, эти трудности не помешали в 2022 году отгрузить первую партию угля через Северный морской путь.

Читайте также Шкуры оленя и бриллианты: что поставляют арктические регионы на экспорт Что экспортируют из Арктики

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ